Что такое фресками – Фреска — это… Что такое Фреска?

Содержание

Что такое фреска, ее история и современность

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска – это искусство украшения стен и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал – известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники монументальной живописи. Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков – богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый «помпейский» стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и общественных зданий. В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная роспись потолков и настенная фреска, заменяющая живопись.

fb.ru

Что такое фреска? всё что нужно знать о фресках

 

Если вы еще не знаете, что такое фреска, вам необходимо познакомиться с этим удивительным явлением. Фреска – итальянский термин, перевод которого звучит как «свежий». Это одно из направлений живописного искусства, с довольно интересной техникой исполнения. Картины-фрески наносятся красками на влажную, еще не до конца засохшую штукатурку. В результате известь, которая входит в состав штукатурки, переходит в состояние кальциевой пленки, защищая фреску от неблагоприятного воздействия внешних факторов. Смесь, которой покрывают стены для написания фресок изготавливается из песка и известки. По другому этот раствор называют «левкас» и он совсем не похож на современные смеси для отделки стен.

 

Техника работы.

 

Для создания фрески применяются краски, не вступающие в химический контакт с известью. Это натуральные вещества, такие как охра и умбра, синий и зеленый кобальт. В античные времена использовали преимущественно краски растительного происхождения.

 

Работать с фресками очень тяжело, так как после высыхания штукатурки картину нельзя исправить. Все изображения необходимо наносить в чистовом варианте, а значит работа требует от художника концентрации внимания и сноровки. Большие картины наносятся фрагментами, потому что слой влажной штукатурки не должен высохнуть до того, как рисунок будет закончен.

 

В редких случая фрагменты фрески реставрируют, аккуратно сбивая слой извести и выполняя процедуру заново. Но велик риск испортить полотно, отколов слишком большую часть работы или повредив структуру стены.

 

История фрески.

 

Первые фрески приходятся на 2ое тысячелетие до нашей эры. Уже тогда люди стремились украшать дома и здания различными картинами из жизни и мифологии. Данная техника живописи стала популярной благодаря своей простоте. Изначально в краски добавляли казеин, который обеспечивал сцепление пигмента с поверхностью. Но позже техника разрисовки стен усовершенствовалась, необходимость использовать клей отпала.

 

История умалчивает о первых фресках и их авторах, но родоначальниками данного направления стали представители Эгейской культуры.

 

Своего пика «мокрая роспись стен» достигла в эпоху Возрождения. Итальянские художники вывели искусство декорирования стен фресками на новый уровень, украшая сюжетными картинами стены и своды храмов.

 

Античные фрески.

 

В античные времена настенная живопись наносилась на семь слоев штукатурки, которые включали в себя в качестве ингредиента песок и мраморную крошку. А чтобы укрепить заштукатуренную поверхность, раствор смешивали с молоком, измельченным кирпичом и даже с пемзой. Большое количество слоев объяснялось тем, что срок высыхания штукатурки (а значит и работы над картиной) продлевался. Готовые работы даже покрывали воском, чтобы придать блеска и долговечности.

 

Древняя Русь и фрески.

 

В Россию техника исполнения фресок пришла из древней Византии. Настенную живопись наносили на внутренние стены и потолки храмов, иногда сочетая фрески с мозаичными узорами. Местные художники немного изменили состав левкаса. Известь проходила обработку водой, дабы избавиться от гидрата кальция, который мог проступить на рисунке в виде коррозии. Так риск безвозвратной порчи картины был исключен, но время высыхания штукатурки сильно сократилось.

 

Итальянская фреска.

 

В Италии к выполнению фресок подходили очень серьезно. Перед тем, как наносить изображение на влажную штукатурку, изготавливали картонные заготовки. Если предполагаемый рисунок был слишком большим, его разбивали на «джорнаты», которые выполняли в течение дня. Разбивать на джорданы можно было строго по контурам элементов картины, чтобы не было заметно темных «швов», выдающих разницу в возрасте частей фрески.

 

Именно в Италии слои штукатурки, которые не успели покрыть краской, стали срезать наискось и наружу, заштукатуривая деформированную область новым слоем.

 

Для того, чтобы представить цвета картины после высыхания, художник наносил рисунок на впитывающие материалы, такие как мел или гипс. Так можно было заранее оценить результаты работы, взяв в расчет фактор выцветания росписи.

 

Современные фрески.

 

Фрески не забыты и по сей день. Они используются в интерьерных композициях и даже изготавливаются в промышленных масштабах. Огромную популярность набирают 3D фрески, передающие изображение в объеме.

 

eufreski.ru

Что Это Такое, Варианты (50+ Фото)

Декоративная роспись стены в интерьере кухни

Оформление помещений с помощью росписи по сырой штукатурке применялось человеком с давних времен. Обычно в таком стиле отделывались культовые сооружения, либо дома богатых людей.

В современных дизайнах роспись стен и потолков не утратила своей популярности, но изменились технологии и стили нанесения рисунков. В настоящее время используется роспись не только по сырой штукатурке, но и по сухому основанию. Кроме того, так теперь называют любую живопись на стенах или потолках помещений, выполненную красками.

Так, фрески в интерьере апплико не потребуют длительного времени на отделку, а также серьезных финансовых затрат. Что такое фреска, история ее возникновения и современные виды отделки, рассмотрим более подробно в данной статье.

Содержание статьи

Что такое фреска

Фреска, как техника настенной или потолочной росписи по сырой штукатурке, берет свое начало в древней Италии. Изначально роспись поверхностей здания велась красками по мокрому основанию оштукатуренных стен и потолков.

Когда штукатурка высыхала, то, благодаря извести, содержащейся в ее составе, на поверхности рисунка образовывался прочный красочный слой. Многие такие живописные рисунки можно увидеть в старых зданиях и в наше время, они достаточно хорошо сохранились.

В современном дизайне под эту категорию попадают все техники росписи по поверхностям помещения. Это может быть не только штукатурка, но и другая основа.

История развития настенной живописи

Настенные изображения украшали здания еще до нашей эры.

Компоненты красок были весьма просты и доступны:

  • Известь;
  • Песок;
  • Разноцветные минералы;
  • Клей или казеин использовались в качестве связующего.

Техника работ также не представляла особых проблем. Все эти моменты и стали причинами широкого распространения штукатурных изображений.

Со временем усложнялись составы красок, совершенствовалась технология росписи. В каждой стране имелись свои нюансы художественного оформления. Своего пика популярности фресочная отделка достигла в эпоху Возрождения в Европе.

Каждый этап развития настенной живописи имел свои особенности:

  • Во времена античности внутренние и наружные поверхности зданий отделывались штукатуркой на основе извести, которую укладывали в несколько слоев, а затем тщательно затирали.
  • Переняв эту технологию у греков, Римская Империя внесла некоторые усовершенствования в работы. Нижний слой штукатурки имел в своем составе песок, верхний — мраморную крошку. На поверхности наносилось семь слоев известковой штукатурки, которая потом расписывалась в сыром состоянии. Чтобы предотвратить образование трещин в штукатурные растворы добавлялось немного воды. Иногда применялись и другие компоненты: молоко, толченый кирпич, пемза — последняя часто использовалась в качестве белил.
  • Византийская Империя отличилась масштабностью фресковых оформлений. Но большие габариты отделываемых поверхностей требовали большего времени на работу. Следовательно, необходимо было содержать штукатурку в сыром виде длительное время. В нижний слой стали добавлять солому, в верхний — паклю и лен. Влажность раствора была более продолжительной, что давало возможность выполнить весьма сложные изображения.
  • Древнерусские живописцы в начале стали использовать византийскую технику росписи. Но позже технология работ была усовершенствована. Известь для штукатурного раствора тщательно промывалась с целью удаления гидрата окиси кальция, который мог испортить всю картину после ее высыхания. Стали использоваться краска со связующими компонентами в виде яичного желтка, либо клея на растительной основе.
  • Но самое широкое распространение оформление художественной живописью получило в Италии. Изначально техника выполнения работ была идентична Византийскому стилю. И только в конце 18-го века она оформилась в самостоятельное направление.

Изначально тематика художественных оформлений зданий была связана с религиозными мотивами. Но со временем изображения обогатились многими сюжетными направлениями.

Виды современных фресок

Технология выполнения рисунков по штукатурке в своем начальном варианте имела в составе только природные компоненты:

  • Известь;
  • Песок;
  • Клеевая смесь;
  • Краски.

Но развитие современных технологий позволяет создавать подобные рисунки на совершенно новых основах.

Кроме традиционной штукатурки используются:

  • Флизелин — на данную основу при помощи принтера наносится необходимый рисунок. Иногда применяется технология его состаривания, чтобы он лучше вписывался в соответствующий дизайн помещения. Такие фотообои имеют весьма широкое распространение. Они способны сгладить небольшие неровности поверхностей, что уменьшает стоимость отделки.
  • Холст покрывается обычной штукатуркой. На нее наносится рисунок красками. Все это покрывается воском. Приклеить такой лист можно на любую поверхность с помощью обойного клея. Но уборка изделий этого типа выдержит только сухой вид.
  • Самоклеящаяся основа — чтобы такая живопись была похожа на натуральную фреску, применяется способ нанесения песочной смеси на готовый рисунок. Другая сторона полотна имеет клеевой слой. Но клеить данные изделия можно только на хорошо подготовленное основание.
  • Жесткое основание или плоская доска, на которую нанесена штукатурка и выполнен рисунок, можно оформить в багетную раму или просто приклеить на любую поверхность.

Кроме того, даже обычная штукатурка может применяться весьма своеобразно. На основе штукатурной сетки изготавливается полотно.

На него наносится рисунок, который затем фиксируется к стене или потолку при помощи клеевого состава. Края полотна оштукатуриваются. Отличить такое изделие от обычной фрески очень сложно.

Именно новые технологии позволяют делать рисунки объемными, что позволяет визуально увеличить пространство помещения, сделав его весьма оригинальным. Хорошей альтернативой натуральной живописи можно назвать фрески апплико в интерьере любого дома или квартиры.

В отличие от росписи поверхностей художником, такая отделка имеет много достоинств:

  • Она занимает намного меньше времени.
  • Такие фрески своими руками сделать несложно.
  • Цифровые модели могут использовать любые рисунки хорошего качества.

Средиземноморские фрески applico в интерьере станут акцентом комнаты

Цена изделия во многом зависит от его размера и типа. Самыми дорогими являются рисунки, выполненные профессиональными художниками в традиционном виде.

Комбинирование фресок с другими видами отделки

Обычно художественной росписью оформляют одну или несколько поверхностей комнаты. Но это необходимо правильно сочетать и с другой отделкой помещения.

Фрески хорошо гармонируют с различными отделочными материалами:

  • Штукатурка, особенно венецианская, станет весьма подходящим фоном для любого рисунка.
  • Разнообразные обои, на которых отсутствует крупный рисунок или орнамент, также можно красиво оформить художественной росписью.
  • Краска, желательно матовая, может быть основой для нанесения разнообразных изображений.
  • Натуральный или искусственный камень будет отличным обрамлением художественных рисунков.
  • Лепнина выгодно подчеркнет традиционный стиль фрески.

Именно возможность сочетания такой отделки с различными типами материалов дает возможность использования фресочной живописи в различных стилях дизайна помещений.

Интерьерные стили с применением фрески

Многогранность использования художественной росписи делают ее во многом универсальной.

Тематика и габариты фресок в основном подбираются в зависимости от:

  • Размера комнаты;
  • Размещения мебели;
  • Интерьерного стиля отделки.

Чаще всего настенная фреска в интерьере используется для классического оформления помещений. Но и многие современные стили не чужды использования живописи в дизайне.

Репродукция картины Микеланджело “Сотворение Адама” в классическом оформлении ниши над лестницей

  • Классический стиль отлично украсят традиционные фрески, выполненные по штукатурке. Подходящим решением также станет использование рисунков на холсте или жесткой основе. Здесь уместны репродукции картин известных художников, пейзажи, натюрморты, портреты, исторические панорамы. Цветовая гамма обычно ненавязчива, широко используются пастельные тона. Изделия можно оформить в багетные рамы белого или золотистого цвета.
  • Фрески на стене в интерьере современного оформления помещений часто представляют собой абстрактные рисунки с переходами цветов, используются геометрические фигуры. Сюжетные изображения отлично подойдут для детских комнат. Большой популярностью также пользуются объемные изображения с видом из окна или балкона на различные панорамы.
  • Французский прованс может использовать художественную роспись, как основной акцент помещения. Под них выделяется целая стена, где не будет размещаться мебель. Могут применяться совсем небольшие рисунки в нейтральных цветах.

Выбор конкретного изображения должен совпадать с общим дизайном всего помещения.

Что можно оформить росписью

В принципе для художественного оформления может подойти любая поверхность в помещении. Но чаще всего фрески наносятся на стены или потолок. Реже они используются в качестве декора отдельных участков.

Стены с фресками

Фрески настенные в интерьере имеют наибольшее распространение. Они могут быть различного размера или формы.

Настенная роспись является традиционным способом отделки любого помещения

Эти параметры подбираются в зависимости от стиля дизайна, габаритов помещения и индивидуальных предпочтений.

Потолок тоже подойдет

Фрески для домашнего интерьера могут применяться не только для отделки стеновых поверхностей. Если потолки в помещении достаточно высокие, то их также можно оформить росписью. Довольно часто такая техника сочетается с отделкой из лепнины.

Тематика потолочных изображений чаще всего связана с небом, птицами или ангелами.

Декорирование поверхностей

Лучшие фрески для интерьера могут выступать декором для оформления ниш, выступов, колонн.

Фреска “Окно” в интерьере спальни

Их также можно оформить в рамы или багеты как обычные картины.

Где можно использовать фрески

Применение росписи возможно в любых помещениях дома. Красиво, практично, быстро и недорого — это основные критерии при оформлении интерьера. Но все можно сделать и наоборот: долго, основательно, дорого и тоже красиво и практично. Какие особенности использования фресок в разных комнатах?

Гостиная

Фреска в интерьере гостиной обычно не выделяется цветовой гаммой из общего оформления комнаты. Традиционно это сюжетные изображения, панорамы города, портреты. Часто рисунки обрамляются рамами.

Гостиная — это визитная карточка дома или квартиры. Ее оформление должно выражать вкусы и предпочтения хозяев. Именно это стоит  в основе выбора подходящих фресок.

Столовая и кухня

Фреска для кухни в интерьере любого стиля может быть объемной с различными видами из окна. Здесь также хорошо будут смотреться разнообразные натюрморты, рисунки с растущими фруктами или цветами. Зонирование столовой можно выполнить при помощи изображений природы: лес, озеро или река, горы.

Фреска “Венеция” в интерьере обеденной зоны также станет неплохим вариантом.

Спальная комната

Интерьер спальни с фреской не должен загромождать комнату. Создать расслабляющую атмосферу уюта и отдыха помогут нейтральные изображения различных пейзажей, природы, легкие абстрактные рисунки.

Здесь не нужны яркие краски и сюжетные фрески.

Детская комната

Детские комнаты лучше всего наполнять фресками с простыми и понятными ребенку рисунками. Сюжеты из сказок или мультфильмов, изображения природы, морские пейзажи станут хорошим декором в этом помещении.

Для росписи желательно использовать мягкие цветовые решения. Пастельные оттенки подойдут для любых изображений.

Коридор и холл

Большой проблемой многих коридоров и прихожих являются:

  • Их небольшой размер;
  • Вытянутая форма;
  • Отсутствие окон.

Исправить эти недостатки можно с помощью светлых изображений объемной формы. Расположение таких фресок на длинной стене визуально расширит узкий коридор.

Отличным вариантом станет объемный рисунок вида через окно или балкон.

Ванная комната

Как не странно, но оформление ванных комнат фресками очень традиционно. В Древнем Риме многие вопросы решались в банных помещениях. Они богато украшались и часто имели значительные габариты.

В современных санузлах необходимо применять виды фресок, стойкие к высокой влажности и перепадам температуры, так как они гораздо меньше по размерам.

Интерьерная фреска не утратит своей популярности еще долгое время. Современные технологии позволяют выполнить такое оформление довольно быстро и дешево.

Многие виды фресок вполне можно сделать самостоятельно, без привлечения профессиональных художников. Отделка помещений живописью всегда уникальна и оригинальна. Больше информации по теме “Как подобрать лучшие фрески для интерьера дома?” можно получить из видео в этой статье.

dizain.guru

Фреска — это… Что такое Фреска?

Римская фреска, 40-30 г. до н. э.

Фре́ска (от итал.  fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника[1]. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась

in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска
[2]
.

Византия

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска

Мастер Истории Исаака (атрибутируется Джотто). Исаак благословляет Иакова. Фрагмент фрески. Ассизи. Церковь Сан Франческо, верхняя церковь. Ок. 1295

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто[3]. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался[4].

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII — XIX вв.

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Примечания

  1. С. Дзуффи Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 134. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3
  2. Коссовский В. Помпея и открытые в ней древности, с очерком Везувия и Геркуланума. Тип. Э. Веймара, 1856. с. 87.
  3. Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Перевод с английского А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen/АРТ-РОДНИК, 2007. — С. 20. — 96 с. — (Назад к истокам ви́дения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0035-8
  4. Киплик

Литература

  • Чернышёв Н. М. Искусство фрески в Древней Руси: Материалы к изучению древнерусских фресок / Художник С. И. Колемаскин. — М.: Искусство, 1954. — 104, [64] с. — 10 000 экз. (в пер.)
  • Методика реставрации монументальной живописи из археологических раскопок. Государственный Эрмитаж. Лаборатория научной реставрации монументальной живописи. — СПб., 2002.
  • Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 1998. — ISBN 5-85791-034-4.
  • Лентовский А. М. Технология живописных материалов / А. М. Лентовский. — Л.; М.: Искусство, 1949. — 220 с. — 5 000 экз.

Ссылки

Знаменитые ансамбли

См. также

dic.academic.ru

Что такое фреска? — журнал «Рутвет»

Фреской является живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски, которыми наносят фреску, разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.

В наше время фреской могут называть любую настенную живопись в зависимости от ее техники: секко (росписи по сухому), темпера, живопись масляными или акриловыми красками и проч. Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют термин «Буон фреска», что означает «чистая фреска».

Известно, что история появления фрески уходит корнями далеко в прошлое, а именно в период Эгейской культуры (2 тыс.лет до н.э.), когда фресковая живопись получила широкое распространение. Это объяснялось доступностью используемых материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительной простотой техники самой живописи, долговечностью произведений. Все эти факторы обусловили широкое распространение и популярность фрески в те времена. Больше всего фреска использовалась в христианской живописи для украшения как внутренних, так и внешних стен каменных храмов.

Появление фрески обусловлено желанием человека украсить свой дом, сделать более оригинальными его стены, либо потолки. Фреска развивалась одновременно с эволюцией человека.

В древние времена существовало несколько видов настенных росписей, а именно:

— религиозные; — росписи, представляющие предметы или какие-либо моменты жизни, имеющие символический смысл; — росписи-обманки, с использованием перспективы игры света и тени, представляющие реалистические изображения так, что зритель предполагал, что находится перед реальным объектом, а не рисунком.

Фрески – это не значит простая роспись стен. Этот процесс требует длительной подготовки, применения специальной технологии. При изготовлении фрески используется негашеная известь и натуральные пигменты, применение которых и делает эту живопись не только уникальным, но и недешевым. Развитие фрески в современное время позволяет применить также такие дорогостоящие материалы, как гранит и мрамор.

Роспись стен по влажной штукатурке является не только долговечной и безмерно красивой. Фреска имеет уникальные способности: по прошествии определенного количества времени, нанесенная при росписи стен краска незначительно растворяется штукатуркой, из-за чего рисунок приобретает эффект прозрачности. Однако, данная техника росписи очень требовательная к уровню мастерства. Нанесение рисунка на влажную поверхность требует не только наличие навыков и таланта, но «легкой» и опытной руки.

www.rutvet.ru

Фреска

Фреска – один из самых древних видов живописи. Фрагменты зданий, разрисованных с помощью этой техники, археологи относят к началу времен. Историки  затрудняются точно сказать, когда именно появились первые фрески. Но совершенно очевидно, что во времена Эгейской культуры (2000 лет до н.э) эта техника живописи уже существовала.

Древние художники, расписывая стены сооружений термин «фреска», конечно же, не употребляли. Это название впервые ввел в обращение итальянский художник Ченино Ченнини в 1437 году. Слово происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий». Это означает, что техника предлагает рисование на свежей, сырой штукатурке, которая еще не засохла.

Древнее происхождение фрески, позволяет предположить, что техника эта должна быть достаточно простой – ведь в те времена не было сложных приспособлений и универсальных красок. Однако это совсем не так. Фреска – сложный вид живописи, который требовал массы усилий от художника и высокого качества краски.

Во времена возникновения фрески понятия «картина» и «холст» еще не было. Художники писали на стенах и потолках. В результате работать приходилось в неудобных позах, часто на большой высоте. Такие условия требовали особого мастерства.
 


Сикстинская капелла. Фреска на потолке
  Краски для фрески обязательно должны быть на водной основе – только такую структуру может принять штукатурка. Рисование нужно было закончить до того момента, когда раствор на стене высохнет. Тогда фреска как будто впитывалась в штукатурку, и могла существовать веками. Если же краска разведена не правильно, или художник допустит высыхание основы, в этом случае работа будет сделана напрасно.

Мелкие узоры и детали дописывались тогда, когда раствор уже высыхал. Для этого использовали смесь из краски и клея.

Фрески относятся к монументальной живописи. Процесс их создания занимал большое количество времени – одно здание могли расписывать годами.

С помощью техники фрески художники украшали храмы, рисовали на стенах иконы. Здание могло быть украшено росписью от пола до потолка.
 


Успенский собор
 

Знаменитые художники, которые работали в технике «фреска», жили в разных странах. Самые известные из них – Леонардо да Винчи, Рафаэль, иконописец Андрей Рублев, русский живописец Дионисий. Памятники истории, где можно любоваться созданными много веков назад фресками – это Успенский собор, Сикстинская капелла, церковь Спаса Преображения в Новогороде, капелла Джотто, вилла Мистерий.

www.letopis.info

Что такое фреска? Фресковая живопись :: SYL.ru

Что такое фреска? В переводе с итальянского слово fresco значит «свежий», «непросохший». По сути, это понятие связано с уникальным искусством храмовой настенной росписи, особая техника которой требует высочайшего мастерства. Методика «фреска на стену» — это живопись по сырой штукатурке affresco. Она является противоположностью asecco, росписи по сухой поверхности. При высыхании штукатурки, расписанной фресками, образуется тончайшая пленка на основе известкового кальция, которая служит естественной защитой для рисунка. Таким образом, изображение становится буквально вечным.

Разнообразие способов

Сегодня метод «фреска на стену» используется для создания рисунков сакрального характера внутри церкви, независимо от техники или материала, с которым работает художник. Существует несколько способов, которых придерживается мастер в своей работе. «Фреска на потолок» самая сложная, ее можно расписать только лежа.

Существуют технологии, когда по уже готовой, высохшей фреске делается вторичная дополнительная роспись темперой, маслом или акриловыми красками. Наиболее распространенная техника фресковой живописи, это так называемая фреска буон, что означает «чистая фреска». Первое упоминание об этом методе содержит трактат итальянского живописца Ченнино Ченнини, жившего в 15-м веке.

История настенных рисунков

Когда появились первые фрески, неизвестно, можно только предположить, что в эпоху Эгейской культуры, во втором тысячелетии до нашей эры, похожие изображения уже существовали во множестве. Краски накладывались на примитивную основу, напоминающую казеиновый клей, а техника рисунка не поддается никакой классификации, ясно только, что она была ближе к «асекко». Расцвет фресковой живописи приходится на античный период. Позже христианство приняло это искусство, поскольку именно фрески собора или церкви наиболее полно отражали библейские сюжеты.

Материалы

Что такое фреска с точки зрения самого художника? Это, прежде всего, тонкая, ювелирная работа кисти. Церковные фрески отличаются проработкой самых мелких деталей. Художник может неделями выписывать один сюжет, иногда кажется, что работа стоит на месте, настолько скрупулезно трудится живописец. Но зато когда фреска закончена, от нее невозможно глаз оторвать.

В древности на Руси была в ходу смешанная настенная живопись, основным материалом являлись краски на водной основе, которые наносились на сырую штукатурку, а затем дополнялись темперой на животном или растительном клею, иногда яичном.

В Европе люди начали понимать, что такое фреска, с началом эпохи Возрождения. Именно церковные стены стали главным мерилом мастерства художника. Искусство фресковой живописи достигло наибольшего расцвета в Италии в период Ренессанса. В этой области работали великие мастера, такие как Микеланджело и Рафаэль.

Античные фрески

В трактатах Витрувия описывается технология штукатурного покрытия внутренних стен, на которые позднее наносились фресковые рисунки. Это были смеси на известковой основе, накладываемые в семь слоев с выглаживанием до блеска. В первые два слоя добавлялся песок, в последующие три — глиняный композит, а в два верхних — мраморная крошка. Чтобы не было трещин, штукатурка слегка разбавлялась водой, а все слои утрамбовывались.

Для крепости в смеси добавлялись армирующие компоненты, толченый кирпич, пемза, солома и пенька. Многослойное нанесение штукатурки способствовало медленному высыханию, что давало художнику возможность заниматься росписью в течение долгого времени. Затем по окончании работы рекомендовалось покрывать фрески смесью оливкового масла с пчелиным воском.

Византийские фрески

Самый трудоемкий процесс по росписи описан в «Ерминии Дионисия» в 17-м веке. Фрески в Византии отличались многообразием и размерами. Штукатурка высыхала, прежде чем работа была сделана. Количество слоев постепенно уменьшали, и в конце концов вместо семи стали использовать только два слоя. Вместо мраморного порошка стали вводить лен и паклю, которые хорошо сохраняли влагу. От трещин избавлялись добавлением негашеной извести. Самая ранняя Византийская фресковая роспись находится в церкви Святой Марии в Риме. Поверхность рисунков отполирована, причем в дальнейшем византийские художники отказались от этого трудоемкого процесса.

Древнерусские фрески

Ранняя русская фресковая живопись выполнялась в манере византийской. Влажная штукатурка использовалась в течение четырех дней. Художники задействовали это время для нанесения фресок по всей площади. Однако именно за четыре дня грунт для фресок, левкас, приобретал нежелательные свойства, и при нанесении на него красок безвозвратно портил их за счет реакции со скипидарными наполнителями.

Сроки росписи пришлось резко сократить. В наставлениях епископа Нектария рекомендуется не оставлять левкас «без письма» на два часа и не делать перерывов на обед. И все равно окончание работы нередко совпадало с полным высыханием основы. Последние мазки делались яичной темперой, а уже в 18-м веке фрески стали писать масляными красками. Характерно, что фрески Рублева, известного иконописца, а также Феофана Грека, его современника, писались только темперными красками.

Фрески итальянского происхождения

Что такое фреска «буон»? Дословно это означает «чистая». Иначе говоря, это многослойное нанесение красочных слоев с промежуточной просушкой. Такая техника выгодна по скорости, но она проигрывает в нюансах цветовых решений.

Спустя некоторое время фресковая живопись стала поэтапной. Просохшие работы дописывались темперными красками «по сухому», и эта методика вполне себя оправдывала, так как у художников появилась возможность разделить свое творчество на отдельные сегменты и неспешно выполнять работу, зная, что фактор быстро подсыхающей штукатурки уже не имеет значения.

«Чистая» методика

По методу «буон» была разработана целая система, своеобразное руководство, по которому художник добивался оптимального результата. Вся фреска, если ее размер составлял не менее двух квадратных метров, делилась на отдельные участки, нормы одного дня, так называемые джорнаты. Кроме того, работа планировалась по высоте, чтобы при росписи верхних участков не забрызгать нижние. Некоторые фрески создавались по другим технологиям. С 15-го века существовала так называемая фреска-мозаика, которая не расписывалась, а выкладывалась мелкими кусочками смальты или полудрагоценных камней.

По окончании росписи фреску обязательно шлифуют, часто с нанесением воскового слоя. Росписи Перуджино и Джотто всегда были отполированы до блеска, что придавало им своеобразный имидж. В такой же манере фрескового письма работали Тинторетто и Тьеполо.

www.syl.ru

Что такое фресками – Фреска — это… Что такое Фреска?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *