Укладка бордюров для тротуарной плитки: Установка бордюров для тротуарной плитки своими руками – Храбрая плитка

Содержание

Установка бордюров для тротуарной плитки своими руками – Храбрая плитка

15.02.2023

6645

9 минут

В процессе мощения пешеходных или садовых дорожек, проезжей части предусмотрена обязательная установка тротуарного бордюра. Такой элемент используется в качестве своеобразной опоры, которая не допускает расползания фрагментов, а также помогает создать четкие контуры площадки. Чтобы дорожный камень решал возложенные на него задачи, необходимо правильно подобрать материал и смонтировать. Как это сделать – узнаете из нашей статьи.

Преимущества поребриков

Один из вариантов оформления участка под тротуарную плитку – сделать орнамент на основе железобетонных конструкций. Но в отличие от такой технологииустановка бордюров для укладки тротуарной плитки более эффективная. К преимуществам методики относятся:

  • сокращение времени на монтаж покрытия;
  • увеличение производительности;
  • повышенное качество изделий, изготовленных в заводских условиях;
  • универсальность, поскольку можно использовать поребрики для укладки дорожек любой конфигурации.

Помимо этого, можно выбирать элементы как стандартной расцветки, так и окрашенные в цвет тротуарной плитки.

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

Монтаж бордюров для укладки тротуарной плитки выступает обязательной частью технологического процесса. Благодаря такому элементу удается достичь следующих целей:

  • отделить границы пешеходной и проезжей части;
  • исключить вероятность смещения элементов мощения;
  • снизить риски загрязнения поверхности дорожек грунтом;
  • создать завершенный проект ландшафтного дизайна.

Лучше всего укладывать бордюрный камень, изготовленный из бетонной смеси повышенной морозостойкости – не ниже марки F200. Такие изделия способны выдержать до 200 циклов замораживания -оттаивания, средний срок службы достигает 40 лет. В основе производства должна использоваться технология вибропрессования, которая гарантирует получение плотных, прочных и износостойких фрагментов с точным соблюдением заданной геометрии.

Размер бордюров подбирают, исходя из назначения. Чем выше расчетная нагрузка, тем толще должны быть элементы.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

Оба варианта имеют определенные преимущества и недостатки:

  • Укладка бордюра до монтажа плитки считается более простой, поскольку в таком случае удается четко соблюсти границы участка и не нарушить заранее намеченных контуров. В процессе монтажа стоит помнить, что между поребриками должен быть зазор, то же самое касается укладки тротуарной плитки. С учетом этого момента рассчитывают нужное количество элементов.
  • Если укладывать материал после мощения, то удастся сэкономить плитку, так как не придется ее распиливать. Но возрастает риск нарушить установленные границы, поэтому работать предстоит внимательно и аккуратно.

Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?

Перед началом работ предстоит заранее подготовить строительный инвентарь и материалы. Обязательно понадобятся:

  • колья и шпагат для разметки территории;
  • строительная рулетка и уровень;
  • мастерок для нанесения цементной смеси;
  • резервуар и приспособления для размешивания бетона;
  • киянка с рабочей частью из дерева или резины;
  • клещи для захвата тяжеловесных фрагментов.

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

Монтаж бордюрного камня для пешеходных тротуаров и автомобильных дорог обычно осуществляется на бетонное основание. Подобная технология позволяет получить прочное и износостойкое основание, способное выдержать повышенные нагрузки. Предлагаем подробную пошаговуюинструкцию, как сделать основу для поребриков своими руками:

  1. Первым делом территорию размечают, чтобы понимать, в каком месте устанавливать бордюрный камень. Для этого в землю вставляют деревянные колья по контуру участка, между ними протягивают шпагат или веревку. Колья ставят в два ряда, тем самым обозначая ширину расположения окантовки.
  2. Следующий этап – выемка грунта для создания траншеи. Почву углубляют в соответствии с высотой поребрика, к этому значению добавляют высоту подложки на основе песка и слой бетона для фиксации. Край элементов должен выступать над поверхностью на 2–3 см, это также учитывают, как и степень уклона.
  3. Основание под бордюром уплотняют, используя виброплиту. Ширина подготовленной траншеи должна соответствовать ширине камня, плюс несколько сантиметров зазора с каждой стороны.
  4. Грунт укрепляют геотекстилем, чтобы предотвратить прорастания травы, корней растений, снизить вероятность подвижек почвы и смешивание щебня с землей.
  5. Засыпка щебня фракцией 20–40 мм для разравнивания основания. Рекомендуемая толщина – не менее 10 см. Если участок располагается на территории с низким уровнем грунтовых вод, то в качестве подсыпки рекомендуют использовать песок крупной фракции.
  6. Обустройство песчано-цементной или бетонной подушки, рекомендованная высота основания – 10 см. Первый вид раствора получают, смешивая цемент марки М400 и песок в соотношении 1:3. Вторую смесь готовят из цемента, песка и гравия в пропорции 1:2:2(3). Готовый раствор заливают постепенно по мере мощения.
  7. Укладкадорожногобордюра для тротуарной плитки выполняется по намеченной траектории, параллельно камень выравнивают по горизонтали и вертикали. Для этого пользуются киянкой.
  8. На финишном этапе элементы с двух сторон укрепляют бетонной смесью, в месте контакта с грунтом засыпают землей. После этого заделывают стыки.

Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

Прямолинейные площадки укладывают, двигаясь по заранее размеченной схеме. Если траектория предусматривает овальные или угловые элементы, то предварительно бордюрный камень предстоит разрезать. Быстрее всего это сделать при помощи болгарки с алмазным кругом или гильотины. При работе с таким инструментом нужно соблюдать требования безопасности, чтобы избежать травмирования. Рез получается ровным, сколы исключаются.

Нюансы технологии

Создать долговечное, износостойкое покрытие удастся при соблюдении следующих нюансов укладки материала:

  • на прямолинейных участках камень укладывают впритык;
  • если радиус изгиба большой, подрезать торцы поребрика не нужно;
  • для обустройства крутых поворотов торцы обрезают у двух соседних элементов;
  • если монтируется дренажный канал, то устанавливать бордюры необязательно.

Технология установки дорожного камня довольно простая, поэтому при должном подходе с этой работой удастся справиться самостоятельно.

УКЛАДКА ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ ПОД КЛЮЧ

укладка на готовое основание – от 400 р/м2


по Екатеринбургу и всей Свердловской обл.

  • Гарантия на укладку 1 год:
  • Бесплатно устраним любые дефекты в гарантийный срок
  • Гарантия честной цены:
  • Назовем точную цену после замеров и закрепим ее в договоре

Рассчитайте стоимость плитки для вашего участка

12 форм плитки в 4х цветах

Укладка бордюра — способы и порядок действий

Предназначение бордюра

Правильно с соблюдением всех технологических тонкостей и нормативов установленный бордюр улучшает эксплуатационные характеристики и продлевает срок службы обрамленного им дорожного покрытия. Прочный бетонный бордюр надежно разделяет дорожное полотно от тротуара и велосипедных дорожек, защищая пешеходов и велосипедистов от автотранспорта. Закрепляя края тротуара или садовых дорожек, мощеных тротуарной плиткой, бордюр удерживает элементы мощения от деформации, обусловленной колебаниями температуры и подвижкой грунта, а его основание от вымывания. Он предотвращает обламывание тротуарной плитки или асфальтобетонного дорожного покрытия у укрепленных им краев от движения транспорта или ходьбы пешеходов по краю. Также бордюр предотвращает размывание и выветривание почвы на огороженных им газонах. Садовый бордюр позволяет ландшафтным дизайнерам создавать декоративные композиции и выделять функциональные зоны при оформлении садов, парков, придомовых и частных территорий.    

Весь выпускаемый бордюр, в зависимости от предназначения делится на четыре вида (магистральный, дорожный, тротуарный и садовый) и требует особого подхода к установке.

Технология установки бордюра

Длинномерные бордюрные камни при устройстве дорожного покрытия укладывают с применением строительной техники на основание из готовой бетонной смеси по карте технологического процесса (КТП), руководствуясь “Технологическим регламентом на установку бетонных бортовых камней.

ТР 1.1-2017”.

  1. Сначала производится геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней. Предварительная разметка производится по этой линии на прямых участках по шнуру, натянутому между установленными колышками, верх которых соответствует верху бордюра, а на закругленных — по шаблону. 

  2. По месту установки бордюра отрывается траншея. На выровненное и уплотненное грунтовое основание траншеи выкладывается щебеночно-гравийный слой, высотой 10 см. На нем создают основание из мелкозернистого бетона класса В15 также высотой 10 см, с установкой и снятием опалубки, на которое  устанавливают бордюрный камень вдоль шнура. 

  3. Бордюр осаждают в бетон до проектной отметки, проверяя горизонтальность его верха нивелиром,а прямолинейность по визиркам. Производят заделку швов раствором цемента с их расшивкой. 

  4. Далее устраивают мощение или отсыпку грунта с обратной стороны бордюра. Пазухи между бордюром и покрытием заливают раствором цемента. 

Только через трое суток можно начинать работы по укладке дорожного полотна, чтобы цемент в швах успел застыть. 

Работы производятся комплексным механизированным звеном с использованием автомобиля-самосвала, экскаватора-погрузчика, вибротрамбовки, бетономешалки, бензиновой электростанции и специального оборудования ЭД-3М для монтажа бортовых камней. 

Как укладывают садовый бордюр

Установка садового бордюра значительно проще, ведь он имеет небольшие размеры и легкий вес. 

Полуметровым садовым бордюром можно укладывать скругленные участки. При кажущейся простоте, гарантированно качественную укладку садового бордюра может произвести только бригада квалифицированных рабочих. 

  1. На первом этапе, согласно плану участка производят разметку, протягивая веревку между вбиваемыми колышками.  

  2. По разметке роется траншея, на ее дне выравнивается и утрамбовывается грунт, на который укладывается щебень, а на него — жидкий бетон.

  3. В траншею устанавливаются с горизонтальным и вертикальным выравниванием бордюрные камни так, чтобы они были на 1/3 в бетоне. 

  4. Траншея засыпается щебнем и песком, и сверху выравнивается грунтом.

Только качественно с соблюдением технологии уложенный бордюр защитит дорожное покрытие и обеспечит его долгий срок службы без изменения эксплуатационных характеристик и первоначального внешнего вида.

Кромки и бордюры — Бордюры с бетонным основанием

Введение:

Ограничители краев с бетонным основанием необходимы для мощения блоков и подъездных дорог с асфальтовым покрытием, и могут использоваться для всех других типов мощения. Все бордюры или бордюры, за исключением косилочных полос, должны быть уложены на бетонное основание средней прочности.

Типовые поперечные сечения различных бордюрных и бордюрных конструкций, используемых для дорожных покрытий категории 1-3

Для объемов, превышающих 1 м³, лучше всего использовать товарный бетон. Для меньших количеств можно приготовить бетон следующим образом или обратиться к странице «Растворы и бетоны» для получения сведений о бетонных основаниях.

Сокращенная таблица из BS 7533-101, определяющая категории трафика, подходящие для использования граничных структур, показанных на этой странице. Используйте полусухой бетон C7.5P (альтернативно «E mix» или «Смесь для бордюрного камня») для основания и бетон C20P с осадкой 25-50 мм для навески.

Дополнительную информацию о готовых смесях см. на странице «Растворы и бетоны».

Смешивание на месте

Используйте 6 мер мелкого гравия (6 или 10 мм) с 3 мерами мелкозернистого песка и 1 мерой обычного портландцемента. Эти сухие ингредиенты тщательно смешивают вместе перед добавлением воды, понемногу за раз, пока смесь не станет влажной. Смесь должна быть достаточно жесткой, иначе кромки «поплывут» и потеряют свою ровную форму. Смешанный бетон должен быть достаточно влажным, чтобы его можно было сформировать в шар, не разваливаясь. Смешайте в миксере или вручную, постоянно переворачивая песок, гравий и цемент до полного перемешивания, а затем добавляя воду.

Используйте этот калькулятор для расчета количества заполнителей и цемента, необходимых для приготовления бетона, эквивалентного C7,5, подходящего для подкладки бордюров и бордюров.

С7.5 Бетон Требуемый объем бетона
куб.м.


Вам понадобится примерно…
кг цемента
кг песка
кг гравия
литров воды

Как и при работе со всеми растворами и бетонами, надевайте защитные перчатки, избегайте контакта с влажным цементом и смойте все инструменты по окончании работы.


Укладка:

Следующий метод можно использовать со всеми кромками из бетона, обожженной глины или камня. Его можно разделить на 3 простые операции…

 1) — Разложить постельный материал.

Бетонное основание должно быть выложено толщиной примерно 100-150 мм перед уплотнением вдоль места, где требуется окантовка. Это иногда называют «подстилкой из веток». Выкладывайте по 10 или около того погонных метров за раз и уплотняйте путем утаптывания. Подготовьте ложе с помощью мастерка или лопаты так, чтобы оно выступало примерно на 25 мм, добавляя дополнительные подстилки, если это необходимо. Затем укладывается кромка, как показано ниже, прежде чем перейти к следующему участку бетонной подушки 9.0005 Подготовка подстилки для валка

 

На этом изображении показаны 150-мм бордюры типа EF, укладываемые на пешеходную дорожку общего пользования.

Обратите внимание на подстилку валка и на то, что бетон наносится на переднюю поверхность кромки, чтобы удерживать ее на месте. Глубина залегания в этом конкретном примере чрезмерна — придется переговорить с ребятами насчет траты бетона! Основание должно было быть «залито», чтобы гарантировать, что использовалось только 100-150 мм бетонной подушки, а не 300 мм или около того, как видно на этом изображении.

Нормы покрытия для наиболее популярных типов бордюров и бордюров


2) — Укладка бордюров/бордюров

Поместите бордюр или бордюр поверх бетонного основания и прибейте до необходимого уровня с помощью небольшого резинового молотка, или используйте молоток, чтобы постучать по куску дерева, удерживаемому поверх кромки, чтобы уменьшить опасность растрескивания поверхности. Направляющая лески должна двигаться как можно точнее, а окантовка/бордюр никогда не должна быть выше или ниже линии более чем на 3 мм.

Важно быть как можно более точным, чтобы уровни и уклоны соответствовали запланированным, а верхняя поверхность кромки/бордюра должна быть проверена на уровень поперек бордюра/бордюра, а не вдоль блока.

Если кромка не примыкает непосредственно к направляющей линии струны, как при создании кривой, используйте спиртовой уровень для проверки уровней до направляющей линии струны. Используйте линейку в качестве дополнительной помощи для профилирования уложенных кромок — см. раздел «Профилирование» на следующей странице.

Используйте спиртовой уровень для проверки при укладке по радиусу


 3) — Натяжка

Этот этап процесса следует выполнять после завершения процесса укладки и проверки выравнивания кромок как вдоль лицевой стороны, так и над верхней поверхностью. Внесите любые коррективы в выравнивание, прежде чем размещать вилку. Более подробно это описано на следующей странице, Профилирование и выравнивание.

В то время как бетон основания прочно удерживает бордюр на нужном уровне, бетон навески удерживает бордюр в поперечной (поперечной) плоскости и предотвращает их «выталкивание» из выравнивания под весом удерживаемого покрытия и его трафик. Бетонная смесь для подсыпки идеальна для окантовки садовых бордюров, или вы можете добавить немного больше воды, чтобы окончательно сгладить окантовку. В дорожных бордюрах и других тяжелых конструкциях для подвески следует использовать бетон с прочностью не менее C20.

Уложите бетон для подвески сзади (т. е. за внешним краем) кромки. Как правило, толщина бетона для навеса должна быть не менее ширины кромки, которую он поддерживает, или минимум 75 мм для жилых пешеходных дорожек, минимум 100 мм для проезжей части и 100-150 мм для автомагистралей. Уплотните и разгладьте выступающий бетон тыльной стороной кельмы или лопаты.

Чем плотнее будет уплотнен этот бетон, тем прочнее он будет, когда окончательно схватится. Сгладьте выступ на 25-50 мм ниже верхней части кромочного блока, убедившись, что по крайней мере половина глубины кромки загнута.

Практический пример с видео после укладки кромочного слоя тротуарной плитки


 Укладка по кривым и дугам

Укладка кромок и бордюров по прямым линиям довольно проста, но как насчет укладки кривых и дуг? Точное выравнивание дуг рассматривается на странице «Профилирование», но этот раздел будет служить базовым введением в укладку блоков.

Дуга включает ряд важных элементов, которые показаны на рисунке напротив. Начало — это центр дуги. Радиус дуги измеряется между этой точкой и поверхностью бордюра. Точки касания — это начальная и конечная точки дуги, точки, где они соединяются с прямой линией или другой дугой. Хорда – это прямая линия, соединяющая любые две точки дуги.

Базовая геометрия для дуг и окружностей

Подробнее о геометрии для мощения



Размер дуги определяет наилучший способ разметки, в частности, определение любых промежуточных точек, которые можно использовать в качестве ориентиров при укладке дуги . Например, рассмотрим дугу 600 мм, показанную здесь, на макете 100-мм бордюрных блоков для мощения.

Фиолетовая линия, представляющая рабочую линию/направляющую уровня, протянута от точки касания B до точки касания C. Однако, установив промежуточную точку, обозначенную на схеме буквой E, точное прокладывание линии бордюра становится намного проще.

На больших арках с большими бордюрами/окантовками расстояние между этими промежуточными точками может быть увеличено, но в идеале оно никогда не должно превышать примерно 4 метра. Об этом более подробно рассказано на странице «Настройка».

В радиусе 4,5 м от бордюров, показанных напротив, в точках C и D были установлены промежуточные звенья, что сократило расстояние между контрольными точками примерно до 2,5 м и приблизило направляющую планку к рабочему месту значительно ближе, чем в случае с бордюром. линия, натянутая из двух точек касания в точках А и В.

Многие изгибы и дуги могут быть выполнены с использованием стандартных бордюров и бордюров. Однако наступает момент, когда отдельные блоки перекошены до такой степени, что между соседними блоками возникает недопустимо широкий стык. Когда возникает этот широкий стык, зависит от размера радиуса и размера элементов, используемых в качестве бордюров или бордюров.

Например, радиус 2 м, уложенный солдатским рядом из брусчатки 200×100 мм, будет хорошо смотреться со стандартными блоками, но тот же радиус не мог быть бордюрным с 9Кромки PCC размером 15x150x50 мм не выглядят ужасно.

Есть два способа решить эту проблему.

  • Единицы радиуса
  • Уменьшение длины стандартных блоков


Радиусные блоки

Некоторые бордюрные и бордюрные блоки доступны в виде радиусных блоков, то есть они имеют специальную форму, образующую плавную кривую без открытых стыков. Хорошим примером таких бордюров являются дорожные бордюры, поскольку они бывают разных радиусов: от « быстрого» радиуса «» 600 мм до гораздо более медленного радиуса 10 м. Они подробно описаны в соответствующем разделе страницы «Дорожные бордюры». Некоторые из более декоративных бордюров и бордюров также доступны в виде радиусных единиц, особенно бордюры для мощения из блоков, что делает их очень полезными для строительства ступеней с мощеным покрытием.

Уменьшение длины стандартных блоков

При отсутствии радиусных блоков можно получить более быстрые дуги, разрезая или разбивая бордюр/краевые блоки на более короткие отрезки.

Это обычное решение для бордюров арок с бордюрами из поликарбоната размером 915x50x150 мм, но может использоваться с любыми бордюрами или бордюрами, такими как декоративные бетонные бордюры длиной 600 мм или даже брусчатка, уложенная на очень быстрых арках.

Лучший способ разрезать/сломать эти блоки – надрезать их электропилой на глубину примерно 20 мм, а затем ударить молотком по обратной стороне. Это придает узлу презентабельный внешний вид, не вынуждая укладчика бордюра тратить время (и лезвие) на прорезание бордюра или кромочного блока.


 Сведение к минимуму потерь

При больших схемах укладки бордюров или бордюров количество бетона, которое теряется из-за эффекта «отбивки» подсыпки валка и натяжения, может стать значительным. Кроме того, на некоторых схемах дорог важно, чтобы это «тесто» не заходило под покрытие более чем на 25 мм, так как это может привести к «дифференциальной осадке». Решением обеих этих проблем является использование какой-либо формы опалубки для удержания бетона при его первой укладке, а затем удаление опалубки после затвердевания бетона.

Наиболее часто используемый тип опалубки, используемый подобным образом, известен как «Дорожная форма» и доступен в компаниях по аренде гражданского оборудования примерно за 2 фунта стерлингов за 3 метра длины в неделю или меньше. Это стальной затвор, который соединяется с соседними блоками с помощью шпунта, который скользит за кронштейном на соседнем блоке, и вся партия удерживается на месте стальными штифтами, вбитыми в основание. Как правило, они имеют высоту 100, 150 или 200 мм, и их можно «укладывать друг на друга», как показано на схеме, для размещения большей глубины бетона. Существуют также гибкие версии для создания кривых.


 Подсыпка из строительного раствора

Последний метод, иногда используемый для укладки бордюров или бордюров, — это метод засыпки строительным раствором. Обычно это наблюдается только при укладке очень больших и тяжелых бордюров, таких как защитные бордюры Trief, и это дороже, чем другие методы, представленные здесь, в основном из-за дополнительных трудозатрат и использования стальных дюбелей.

Первый этап – укладка бетонного «пробега», представляющего собой полосу бетона нужной ширины и высоты, на которую будут укладываться бордюры. Обычно дюбели из мягкой стали диаметром 20 мм вставляются с шагом 450 мм после заливки гонта.

После затвердевания бордюры укладываются на слой известкового раствора класса 1 толщиной не более 25 мм, обычно 12-20 мм. Затем добавляется дорожная опалубка и заливается бетон. После установки, обычно через 4-7 дней, дорожная опалубка «забивается», т.е. удаляется, а мощение и обратная засыпка завершаются.

Другие страницы бордюров и бордюров



Связанные страницы

  • Британские стандарты и другие одобренные документы, используемые в проектах мощения, дренажа и ландшафтного дизайна
  • Типичные спецификации
  • Строительные блюда для дорожных покрытий
  • FAQS для мощности переднего сада
  • ЭКСПОРТИВА
  • Кромки и бордюры — Пилообразная кромка

Кромки и бордюры – дорожные бордюры

Введение:

Следует отметить, что домовладельцам и частным подрядчикам не разрешается вносить поправки или изменять существующую линию дорожных бордюров, являющихся частью дороги общего пользования, без согласия и одобрения местных властей. управление автомобильных дорог.

Дорожные бордюры служат нескольким целям:

  • — удержание края проезжей части для предотвращения «расползания» и потери структурной целостности
  • — действует как барьер или разграничение между дорожным движением и пешеходами или обочинами
  • — обеспечение физической «проверки» для предотвращения выезда транспортных средств с проезжей части
  • — формирование канала, по которому можно отводить поверхностные воды

В Великобритании и Ирландии используется множество различных типов дорожных бордюров. 50 лет назад самым популярным был натуральный камень, такой как гранит, но сейчас его вытеснил сборный железобетон. В ограниченных зонах с исключительно интенсивным движением, таких как города или центры городов, стальные бордюры использовались, чтобы справиться с постоянным наездом транспортных средств, а на наших автомагистралях и дорогах с двусторонним движением обычно используются экструдированные бордюрные линии.


Экструдированные бордюры

Эта форма бордюров обычно используется только на больших дорогах, таких как автомагистрали и дороги с двусторонним движением. Бордюр формируется из бетона или асфальта и изготавливается машинным способом, как правило, в качестве дополнения к работам по укладке поверхности. Они более распространены на длинных прямых монотонных дорогах и автомагистралях Северной Америки и Австралии, чем в Великобритании и Европе, хотя бетонная форма была популярна в Ирландии.

Бордюры из экструдированного бетона обычно формируются с помощью пластин специальной формы, устанавливаемых на бетоноукладчик со скользящими формами, который затем создает бордюр по мере его продвижения по проезжей части. Бордюры из экструдированного асфальта обычно формируются на специальной экструдерной машине и приклеиваются к существующему асфальтовому покрытию. Наполовину битые или растопыренные профили являются наиболее распространенными формами, используемыми на автомагистралях в Великобритании и Ирландии.

Корректировка линии и уровня экструдированных бордюров представляет собой некоторую рутинную работу, и по этой причине они, как правило, используются в основном на длинных, прямых, непрерывных участках, а не на извилистых, извилистых, подъемах и спусках. Долины дорог у нас есть в Британии и Ирландии.

Экструдированный асфальтобетонный бордюр на автомагистрали Великобритании Бетонный бордюр скользящей формы в жилом комплексе в Ирландии

Недавно была разработана уменьшенная версия машины для экструдирования бордюров, и стали возможными декоративные экструдированные бордюры для частных подъездных дорог и ландшафтных проектов. Система работает по франшизе — см….


Натуральный камень

Натуральный камень очень прочный, но дорогой. Популярным выбором является гранит, но также можно использовать винстон, габбро, базальт и песчаник. В то время как используемые в настоящее время каменные бордюры имеют стандартный профиль и отделку, они бывают произвольной длины, до 2 метров или около того. Старые бордюры, некоторые из которых прослужили более 100 лет, могут не соответствовать стандартному профилю, и, следовательно, ремонт или замена этих элементов может стать проблемой для дорожных властей.

Гранитный бордюр — ширина около 250 мм, ширина чека всего 65 мм. Используется на подъездной дороге к жилым домам с широкой обочиной с травяным покрытием Гранитный радиусный бордюр шириной 125 мм с гребнем 100 мм. Отметка оставляет желать лучшего! Базальтовый бордюр — шириной около 125 мм с решеткой 100 мм. Используется в сочетании с пешеходной дорожкой из йоркского камня и каналом из базальтовой брусчатки. Бордюры и желоба из кованого камня Вверху: бордюры и желоба из ирландского голубого известняка

Сборный железобетон

Сборные железобетонные элементы в настоящее время являются наиболее популярным выбором для бордюров. Бордюры с гидравлическим прессованием прочны, долговечны, дешевы и могут производиться с соблюдением строгих допусков (BS EN 1340). Есть некоторые специальные формы, в частности квадранты и некоторые капельницы, которые все еще изготавливаются из вибрированного бетона, хотя этот материал не такой прочный, как прессованный бетон.

Стандартные бордюры имеют пупырчатую отделку и привлекательный бетонно-серый оттенок. Более декоративные (и, следовательно, более дорогие) бордюры становятся популярными в схемах «престиж» и «наследие» с такими особенностями, как открытые заполнители и текстурированная отделка.

Бетонный бордюр радиусом 600 мм Бордюры обычно имеют размеры 125×255 или 150×305

Существует 4 основных профиля наиболее распространенных дорожных бордюров pcc, используемых по всей Великобритании.

  • Половинчатый
  • Бычий нос
  • Растопыренный
  • Площадь

Традиционно большинство прямых бордюров имеют длину 915 мм (пережиток дометрических времен), хотя некоторые из бордюрных блоков, разработанных для укладки тротуарной плитки, имеют длину всего 100 или 200 мм. Радиусные бордюры, т. е. предназначенные для формирования кривых радиусом менее 10 м, короче, чем эквивалентные прямые бордюры, а самые современные бордюры выпускаются длиной 780 мм.



Все бордюры, за исключением квадратного профиля, имеют так называемый «водяной знак» или «ватерлинию». Это линия на забое, выше которой обычно не ожидается выхода на поверхность (и, следовательно, поверхностных вод). Во многих случаях уровень поверхности поддерживается на 25 мм и более ниже водяного знака.

Водяной знак не является физическим знаком, но обычно совпадает с изменением угла наклона бордюра.

Наиболее часто используемые дорожные бордюры из поликарбоната представляют собой полубитый профиль. Они обеспечивают элемент контроля, достаточный для того, чтобы предупредить автомобилистов об опасной близости к краю проезжей части, а профиль «наклонной задней части» позволяет дорожным каткам работать прямо у края тротуара, не царапая и не повреждая поверхность бордюра при движении. уложено покрытие. Обычно они используются там, где пешеходная дорожка находится рядом с проезжей частью.

Наполовину битые бордюры Крылые бордюры

Крыльчатые бордюры используются в тех ситуациях, когда транспортному средству может потребоваться «наехать» на обочину в экстренной ситуации. По соображениям безопасности они не используются при наличии пешеходной дорожки.

В тех случаях, когда требуется переход, обычно для доступа к частной подъездной дорожке, точке доступа или пешеходному переходу, используется бордюр с закругленной или скошенной кромкой. В то время как бордюр с загнутым носом, показанный напротив, является бордюром Британского стандарта, бордюр со скошенной кромкой (фиолетовый) НЕ является и может быть получен только у определенных производителей. Для использования бордюров на дорогах общего пользования требуется согласие Департамента автомобильных дорог местного самоуправления.

Бордюры из поликарбоната, изображенные на этой странице, изготавливаются по заданным размерам. Большие бордюры составляют ок. 125×255 мм или 155×305 мм, в то время как меньшие блоки имеют размер примерно 125×155 мм или 150×150 мм. Эти бордюры меньшего размера обычно используются в качестве «пересекающихся бордюров» в тупиках жилого массива, где нет пешеходных дорожек, или в ситуациях, когда бордюр на всю глубину невозможен, например, на настиле моста.

Переходные бордюры, или «капли», как их иногда называют, используются для соединения двух разных профилей бордюров. Чаще всего их можно увидеть на «выпавших переходах», как показано ниже.

Бордюры обычно  125×150 или 150×150


Легкие бордюры из поликарбоната

Бордюры всегда были тяжелыми, громоздкими вещами, и они наносили ущерб монтажникам (как я могу засвидетельствовать!), поэтому в отрасли произошел сдвиг, стимулированный по соображениям здоровья и безопасности, рассмотреть различные варианты снижения износа бордюрных слоев.

Бордюр K-Lite производства Charcon

Наряду с механизированным монтажом одним из рассматриваемых вариантов является более легкий бордюр, ярким примером которого является K-Lite производства Charcon. Длина бордюра была уменьшена до гораздо более удобных 450 мм, но форма бордюра также была изменена, в результате чего в задней части бордюра образовался крестовина (углубление), что значительно уменьшило вес всего до 20 кг на бордюр. Стрелка в конечном итоге заполняется бетоном, и завершенная бордюрная лента не теряет производительности — просто меньше потрепанных слоев бордюрного камня!

Другие варианты легких бордюров рассматриваются далее на этой странице.



Специальные бордюры

Другие бордюры, встречающиеся на автомагистралях разных стран, включают…

Боковые бордюры, иногда называемые плотинными бордюрами, для использования с дренажными системами за бордюрами. В настоящее время они в значительной степени заменены бордюрными сливными устройствами, но они были довольно популярны более 25 лет назад. У них часто есть чугунная или стальная решетка или облицовка, чтобы не допустить попадания уличного мусора в канализацию.

Бордюр плотины (с ненужным детритом)

Бордюр высокого уровня сдерживания, например, Trief или Titan бордюр . Они используются для предотвращения схода транспорта с проезжей части и часто используются для защиты уязвимых пешеходных дорожек или чувствительного придорожного оборудования, такого как топливные насосы на заправочных станциях, пешеходные островки, опасные повороты и т. д.

Это БОЛЬШИЕ бордюры высотой около 450 мм. и весом почти четверть тонны.

Бордюры для автобусных остановок — относительно новая разработка, предназначенная для облегчения доступа пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Высота бордюра варьируется в зависимости от местных автобусов, и в канале могут быть некоторые тактильные элементы, помогающие водителю автобуса правильно выровнять автомобиль, чтобы минимизировать зазор между бордюром и входом в автомобиль, не задевая шины о поверхность бордюра. .

Ожидается, что этот тип бордюра станет более распространенным по мере того, как системы общественного транспорта в наших городах будут расширяться и улучшаться за счет увеличения использования трамваев и других систем LRT в ближайшие годы.

Подробный пример использования и установки бордюра Кассельской автобусной остановки представлен на отдельной странице.



Системы бордюрного дренажа — еще одна относительно современная разработка, которая была с готовностью принята многими дорожными службами из-за ее простоты.

По сути, это выдолбленное растение с зияющими отверстиями на лице. Вода с проезжей части попадает во внутреннюю «трубу», а затем направляется в подходящее место утилизации, либо в систему ЕО, либо на установку SUDS.

Однокомпонентный бордюрный водосток из полимербетона

Ранние версии pcc представляли собой двухсекционные блоки, состоящие из U-образного желоба, увенчанного перевернутой U-образной крышкой с необходимыми впускными отверстиями. Эта концепция была быстро переосмыслена различными производителями в виде цельных бетонных или полимербетонных блоков различных размеров и мощностей.

Дополнительную информацию можно найти на странице линейного дренажа.

Блок PCC «Beany», с крышкой для доступа Типичная установка бордюрного водостока

Текстурированные и декоративные бордюры

Как упоминалось ранее, этот тип бордюра становится все более популярным в престижных проектах и ​​расцветающих схемах «Наследие», которые кажутся взлет почти в каждом городе страны.

Существует несколько различных типов. Некоторые из них представляют собой версии стандартных бордюров, изображенных выше, с простой текстурой или открытым заполнителем, в то время как другие имеют специальные размеры, чтобы предложить лучшие дизайнерские возможности, например, блоки шириной 250 мм, показанные напротив.

Существует множество радиусных элементов, квадрантов, капельниц/переходов, дополняющих прямые элементы, и их можно использовать для создания ступеней или других декоративных элементов в жестком ландшафте.



Брусчатка (небольшая) Бордюры

Благодаря феноменальному росту использования блочной брусчатки в качестве мощения за последние пару десятилетий или около того, появились декоративные небольшие бордюры, дополняющие масштаб, текстуру и цветовую гамму блочной плитки. Мощение было разработано. В то время как некоторые из этих элементов специально разработаны для частных проездов и т.п., есть несколько элементов, которые, по сути, являются короткими версиями стандартных профилей дорожных бордюров, в частности, полуразрушенные, с загнутым носом и со скошенными формами.

Хотя эти агрегаты обычно не используются на главных или магистральных дорогах, они популярны на тупиковых и подъездных дорогах современных жилых комплексов.

Если изгиб или изменение наклона требуют, чтобы шов был слегка приоткрыт, его следует зашпаклевать раствором 3:1, как описано на странице «Растворы и бетоны». Меньшие бордюрные блоки из брусчатки выглядят более аккуратно, если их заштриховать раствором дополнительного цвета, с зазором 10-12 мм между соседними блоками. Это особенно верно для медленных кривых, где единицы измерения радиуса не используются, а также для прямых участков.

Бордюрные блоки также очень полезны при устройстве ступеней или террас, поскольку они обеспечивают аккуратное решение для формирования вертикальных поверхностей.


Пластиковые бордюры

Как упоминалось ранее, в последние годы озабоченность по поводу риска ручного перемещения побудила к разработке легких бордюров, изготовленных из «альтернативных» материалов, чаще всего переработанных и модифицированных пластиков.

Многие полагаются на принцип «полого» бордюра, который заполняется (частично) бетоном в процессе укладки, а один производитель может производить полноразмерные (915 мм в длину) полуразбитые бордюры весом всего 6 кг.

После установки они почти неотличимы от стандартных бордюров pcc: есть небольшая разница в цвете/текстуре, но вы вряд ли заметите ее, проносясь мимо со скоростью 30 миль в час!

Легкие пластиковые бордюры, используемые для создания падающего перехода Неудачный пластиковый бордюр

Существуют проблемы с пластиковыми бордюрами, наиболее распространенными из которых являются их хрупкость при воздействии точечной нагрузки, что может привести к повреждению, как показано на фото выше.

Высказывались опасения по поводу воспламеняемости и риска распространения возгорания автомобиля, если пластик, из которого изготовлены бордюры, будет отражать свет. Тем не менее, лучшие современные пластиковые бордюры содержат антипирены, встроенные в пластик, чтобы свести к минимуму такой риск.


Стальные бордюры (и швеллеры)

Было время, когда стальные бордюры, некоторые со встроенными швеллерами, не были редкостью в тяжелых промышленных районах. Их до сих пор можно увидеть на темных улочках некоторых наших больших городов, но в наши дни их очень-очень редко устанавливают как новые.

Основной причиной их использования была их устойчивость и долговечность. Во времена колес тележек и повозок с железными ободами даже бордюр из твердого камня, такого как гранит, быстро истирался, и сдерживание, которое оно давало, терялось. Это может затем позволить тележкам «срезать углы» и, таким образом, задеть соседние здания — помните, эти улочки индустриального века, как правило, узкие и ограничены минимальным пешеходным проходом, если таковой имеется.

Стальной бордюр со встроенным каналом в центре Манчестера. Мощение слева оригинальное, а справа относительно современное.

Стальной бордюр придал уверенности. Истирание заняло бы намного больше времени — трение железа о железо имеет тенденцию к выравниванию — и поэтому тележки оставались бы «на ходу», а их груз оставался бы на месте и не был поврежден. Более того: стальные бордюры фактически помогали управлять автомобилем в эпоху неподвижных колес, удерживая их на месте при преодолении крутых поворотов.

Элементы радиуса были обычными, отлитыми и прокатанными почти до любого радиуса, чтобы соответствовать улице и зданиям Зубчатый стальной бордюр — короткая секция 1 ярд и без канала

Стальные бордюры применялись не только в промышленных зонах. Иногда их можно найти в сельской местности, где отсутствие какого-либо местного твердого камня для создания прочного бордюра заставило городских инженеров искать подходящую альтернативу, может быть, что-то из зарождавшейся тогда железнодорожной отрасли?

Зубчатые бордюры наверху (поддерживаемые ужасным мощением из бетонных блоков) проложены длиной в 1 ярд (показывая их дометрическое наследие) и были замечены в какой угодно, но не промышленной деревне Буртон-он-те-Уотер в сельской местности Глостершира. .

Стальной бордюр и швеллер с быстрым радиусом и упором

В настоящее время это исчезающая редкость, но они представляют историю у наших ног, показывая, как даже 150 или более лет назад умные уличные каменщики и преданные инженеры придумывали новые идеи, которые могли бы решить проблемы дня. Там, где сейчас мы изготавливаем специальные бордюры для проезда колясок или защиты топливного насоса, тогда речь шла о том, чтобы тележки оставались на месте, а груз оставался неповрежденным.

Хотя стальные бордюры встречаются все реже, растет интерес к использованию стальных бордюров в качестве ограничителей дорожек и более легких тротуаров.

Узнайте больше и следите за установкой стальных бордюров на этой странице


Швеллеры

Бордюры швеллеров когда-то были обычным явлением на краю многих дорог, особенно на проезжей части, где использовались каменные бордюры. Они служили «желобом» для отвода поверхностных вод и обеспечивали прокладку между краем щебня или асфальта и поверхностью бордюра. Поскольку бордюры pcc постепенно заменили каменные бордюры, каналы pcc часто использовались вместе с ними, но в настоящее время они редко указываются, если только они не используются для создания «вершин и долин», прилегающих к относительно плоской линии бордюра.

Канал PCC с бордюром Канал радиусом из ирландского известняка с бордюром

Однако блоки, первоначально использовавшиеся в качестве блоков канала, все еще используются. Их часто укладывают в качестве сдерживающей кромки на тех проезжих частях, где не требуется проверка, обычно это подъездные дороги, где поверхностные воды сбрасываются с каждой стороны проезжей части, или тротуары, где какая-либо форма водостока находится сразу за краем твердого покрытия. Швеллеры 150×150 мм являются многолетними фаворитами для такой укладки заподлицо.

Существуют и другие бордюры каналов, которые чаще всего укладываются в стороне от края тротуара для облегчения дренажа. К ним относятся выпуклые или рифленые каналы. Их можно использовать на пешеходных дорожках или в зонах с низкой скоростью движения транспортных средств, например, на автостоянках. Увеличенная версия тарельчатых каналов с плоским дном иногда используется в качестве комбинированного краевого ограничителя и дренажного канала на автомагистралях или дорогах с двусторонним движением.

Рифленый желоб PCC Рифленый желоб из гранита – конечно же, заиленный! Йоркстонский тарельчатый канал

Успех линейных каналов более или менее положил конец поверхностным дренажным каналам для чего-либо, кроме специальных работ, таких как тротуар Yorkstone, показанный напротив.

Воронкообразные желоба, справедливо или ошибочно, часто считаются опасными для инвалидов-колясочников и детских колясок, и поэтому их использование в настоящее время в основном ограничивается автостоянками, в то время как желобчатые желоба практически исчезли, несмотря на то, что не проходит и недели, чтобы кто-нибудь не спросил, где их можно получить.


Радиусные бордюры и каналы

«Изгиб» бордюра правильнее называть «радиусом». Как показано на странице Выравнивание бордюров, все изгибы, кривые и дуги состоят из одного или нескольких радиусов (или радиусов, если хотите). Хотя можно создать радиус с помощью прямых бордюров, существуют как дорожные бордюры, так и бордюры из блоков, которые имеют специальную форму для создания точных, точных кривых, внутренних (вогнутых) или внешних (выпуклых).

В строительстве радиус или дуга часто описываются как «быстрые» или «медленные». Быстрая дуга имеет более короткий радиус, чем медленная дуга, поэтому, например, говорят, что радиус 3 м быстрее, чем радиус 4,5 м, который, в свою очередь, быстрее, чем радиус 6 м. Не существует порога, за которым все дуги становятся быстрыми или медленными — быстрые и медленные — это сравнительные, субъективные термины. По дуге 4,5 м медленнее, чем по дуге 3 м, но быстрее, чем по дуге 6 м.

Как правило, любая кривая или дуга радиусом менее 12 м на линии бордюров должна строиться с использованием бордюра ближайшего эквивалентного радиуса. Для дуг промежуточных размеров может потребоваться «наклонить» ближайшую единицу более медленного радиуса, создавая слегка открытые стыки на лицевой стороне, которые затем можно зашпаклевать строительным раствором. Использование следующего более быстрого бордюра радиусом может привести к «сжатому» выравниванию, которое может выглядеть криво.

Например, если требуется линия бордюра радиусом 11,3 м, ее можно построить с использованием блоков радиусом 12 м, при этом каждый бордюр слегка «перекошен» для достижения требуемого выравнивания. Дополнительную информацию см. на странице Выравнивание бордюров.

Радиус, сформированный из прямых бордюров… …никогда не будет выглядеть так же хорошо, как с радиусными бордюрами. Стандарт (BS 7263) и относительно новый (ну, 2003 г.) BS EN 1340:2003. Таблица дана исключительно для справочных целей.

Согласно старому стандарту, большинство бордюров имели длину 915 мм, хотя более быстрые радиусы (радиусом 1,2 м или меньше) имели длину всего 610 мм. В соответствии с новым стандартом длина всех блоков составляет 780 мм, что позволяет построить четверть круга, используя целое количество бордюров.

Некоторые производители до сих пор производят стандартные бордюры 7363, так как они часто необходимы для ремонта старых дорог.

Размер любого радиуса можно определить, измерив длину хорды, стягиваемой дугой, а затем измерив перпендикуляр к этой хорде в центре. Это показано на диаграмме ниже.

Это удобное уравнение, часто используемое на строительной площадке для определения размера неизвестного радиуса, который должен быть огражден, чтобы можно было использовать правильный размер радиуса бордюра.

Этот метод определения размера существующего бордюра или дуги рассматривается более подробно на отдельной странице…. Определение радиуса бордюра

Размер радиуса ВСЕГДА измеряется по поверхности бордюра, независимо от того, радиус внутренний или внешний. Это относится как к блокам каналов, так и к бордюрам. В ситуации, подобной показанной напротив, и бордюры, и блоки канала имеют одинаковый установленный радиальный размер.

Радиальные бордюрные блоки обычно используются только на кривых радиусом менее 2,0 м, внутренних или внешних. Фактический истинный радиус этих блоков обычно находится где-то в диапазоне от 0,5 м до 1,0 м, и может потребоваться чередование со стандартными блоками для получения плавной кривой с радиусом более 1,0 м


Квадранты и углы

Помимо прямых и радиусных бордюров, производители также поставляют элементы с дополнительными профилями, специально предназначенными для формирования прямых углов.

На рисунке напротив показаны внутренние и внешние угловые блоки, а также квадрантный блок, иногда называемый «сыром». Quadrant Block можно разрезать с помощью электропилы (и много терпения), чтобы создать углы менее 90°. парковка

Квадранты изготавливаются в соответствии с обычным профилем бордюра, и легко понять, почему их иногда называют сырами. Бетонные версии бывают двух размеров: 305 мм или 455 мм, с глубиной, соответствующей прилегающим бордюрам, но размеры натурального камня могут быть другими. Квадранты бережнее относятся к шинам транспортных средств на загруженных автостоянках, чем внешние углы.

Их можно использовать для соединения ортогональных бордюрных линий, как показано выше, или для создания разделителей на автостоянках.

Гранитный бордюр для пересечения квадрантов Традиционный гранитный бордюр для квадрантов Полуквадранты (октанты?) для системы Trief

Нестандартные системы бордюров, такие как бордюры Trief, показанные напротив, а также натуральный камень, часто имеют дополнительные квадранты или сыры. Квадрант перекрестка (верхний левый) — элегантная, но простая деталь для центра города, но, в отличие от большинства других квадрантов, он «развернутый», поскольку единица измерения, используемая на левой стороне перекрестка, отличается от используемой. справа с поворотом на 90°

Имеются внутренние и внешние углы, подходящие для самых популярных профилей бордюра, и они чрезвычайно полезны в модульных планировках, таких как автостоянки, поскольку они обеспечивают аккуратное решение проблемы соединения двух частей. бордюрные линии и избежать разочарований и тяжелой работы по резке скошенного угла с помощью электропилы.

Внутренний угол – всегда отличное место для сбора мусора Внешний угол в декоративном формате

Для большинства неортогональных углов по-прежнему единственным решением является распиловка под углом, но многие поставщики каменной крошки по запросу обрезают определенные внутренние и внешние углы, например, показанный здесь внутренний угол 45°, вырезанный из винстоуна для проекта в Перте.


Опускные и переходные бордюры

Опускные бордюры в основном используются для уменьшения количества проверок на поверхности бордюра, чтобы обеспечить легкий доступ для пешеходов и транспортных средств в точках доступа, таких как частные переходы или пешеходные переходы. Изготавливаются как правосторонние, так и левосторонние капельницы, если смотреть со стороны проезжей части.

На рисунке справа показан правосторонний ограничитель, используемый для уменьшения количества проверок между полуразрушенными дорожными бордюрами и бордюрами с закругленными концами, используемыми в качестве «центральных камней» для точки пересечения.

Типичное пересечение с опусканием – пара отбрасывателей с нижними центральными камнями

Эти бордюры можно использовать в качестве переходов между различными профилями бордюров. Переход может быть «опущенным», как уже было описано, или «наклонным», когда величина чека над поверхностью мощения увеличивается/уменьшается за счет изменения уровня покрытия.

Пандус обычно используется как «лежачий полицейский» в современных жилых комплексах на въезде в тупик, где нет пешеходной дорожки. Пандус часто строится из другого материала, обычно из брусчатки или гранитной брусчатки, чтобы создать «грохотную полосу», которая предупреждает водителей о необходимости снизить скорость.

Отбрасыватель LH на строящемся перекрестке Отбрасыватели по радиусу часто необходимо распиливать пополам

Некоторые типы бордюров, особенно более крупные элементы, такие как ограждающие бордюры или бордюры для автобусных остановок, используют два отдельных бордюра для достижения перехода от одного типа бордюра к другому. Капельницы/переходы, используемые с бордюрами из брусчатки, также обычно состоят из двух частей.

Когда в радиусе используются переходы или капельницы, их часто распиливают пополам и укладывают наискосок, чтобы получить более плавный изгиб.

Переходный бордюр — от раскоса к полуоббитому

Конструкция

Все бордюры должны быть уложены на бетонное основание толщиной не менее 100 мм и висячими до толщины не менее 150 мм. Метод укладки подробно описан на странице «Бетонные бордюры» и на странице «Выравнивание бордюров». Полноразмерный павильон предпочтительнее для установки бордюров до нужного уровня.

Обычно перед бордюрным бордюром удаляют любую бетонную подушку, поскольку это предотвращает «дифференциальную осадку» при последующей укладке. Стыки часто не замазывают раствором, а укладывают как можно плотнее к предыдущему бордюру, не рискуя расколоть блоки.

Обычно оставляют 100–125 мм «щели» или «борта» на блоках высотой 250 или 300 мм и 25–40 мм на меньших блоках высотой 150 мм, хотя местные органы управления дорожными дорогами могут различаться. Как упоминалось ранее, уровень поверхности никогда не превышает водяной знак бордюра и обычно находится на 25 мм или даже больше ниже его. Иногда это делается для того, чтобы приспособиться к будущему изменению покрытия проезжей части, чтобы, например, верхние 25 мм асфальтового покрытия можно было срезать, а затем покрыть 50 мм нового материала, не нарушая водяной знак бордюра.

Деталь конструкции типичного бордюра

Видео:

Дополнительная информация:

Pavingexpert.

Укладка бордюров для тротуарной плитки: Установка бордюров для тротуарной плитки своими руками – Храбрая плитка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *