Искусственное старение древесины: 8 способов состаривания древесины | Для тех, кто любит работать с деревом

Содержание

Состаривание древесины своими руками: методы, способы, технологии

Естественный процесс старения дерева продолжается не одно десятилетие. Декор “под старину” сейчас находится на пике моды, а обращение к мастерам с просьбой состарить купленную древесину может стоить баснословных денег. Провести процедуру можно самостоятельно в домашних условиях. Искусственное старение древесины по внешним признакам мало отличается от естественного, зато материал будет служить еще долгие годы. Оформление мебели и отделки внутри помещения таким способом осуществляется с целью подчеркнуть структуру дерева, придать ей благородный вид. Особых умений для того чтобы внешне состарить фактуру древесины не надо, достаточно лишь правильно выполнять все этапы состаривания.

Состаривание древесиныСостаривание древесины

Методы состаривания древесины

Проверенные способы состаривания древесины делятся на следующие категории:

  • с помощью химии;
  • механические;
  • воздействие температур.

Отличия состоят во внешних параметрах полученных результатов по каждому из направлений.
Механическая категория включает:

  • браширование – состаривание жесткой щеткой;
  • патинирование – применение краски и шлифовки.

Химическое состаривание древесины- это обработка едким составом. Растворы меняют цвет пиломатериала.
Термическое — это искусственное состаривание под воздействием температур. Для этого способа, чтобы состарить породу используют газовую горелку или паяльную лампу.

Все процессы не отличаются сложностью, но требуют соблюдения техники безопасности.

Браширование

Этот способ состаривания древесины своими руками называется так от понятия brush, что переводится как щетка. Второе название — структурирование дерева.

Брашированная древесинаБрашированная древесина
Тонирование фактуры осуществляется с эффектом патины. Чтобы состарить,основную древесину оставляют в природном оттенке, а поры дерева меняют его на другой, получается нужный внешний вид. Так происходит из-за различия в твердости волокон древесины. Брашировать пиломатериал — значит удалить мягкие волокна. На поверхность выходят рельефные участки и за счет этого он состаривается визуально.

Степень того, насколько надо состарить определяется ее предназначением. При необходимости создать видимость глубокой старины вырезы делают до 3 мм. Для напольных покрытий такое состариваниене подойдет, поскольку будет собирать много грязи, а отмыть ее сложно. В среднем оставляют глубину около 0,7 мм.
Таким методом состарить можно только твердые породы древесины. Браширование древесины повышает ее качественные характеристики. Она становится прочнее, дольше служит, не подвержен атаке грибков и паразитов.

Инструменты и материалы для обработки

Основа метода состаривания брашированием–очистка жесткой щеткой из металла. Очистка мягких волокон производится вручную. С помощью этого инструмента формируют рельеф. Чем короче ворс у щетки, тем сильнее состарится он после процедуры.
Стамеской выполняют нанесение прямых глубоких полос, меняя их кривизну. Наждачной бумагой подчеркивают получившийся эффект.

БрашированиеБраширование

После окончания первой стадии, древесину покрывают краской, имеющей свои естественные деревянные оттенки. Красящий состав наносится неравномерно умышленно. Так состариваются верхние слои, они приобретают темный оттенок, а нижние остаются светлее. Рельеф после такого окрашивания выделяется еще сильнее. Идеальную фактуру старения древесины создает серо-белая краска. До того как она окончательно высохнет, верхний слой стирают с поверхности. Получается внешний вид дерева, которому как минимум 10 лет.

Технология обработки

Перед началом состаривания структурированием дерево необходимо подготовить. Пиломатериал подбирают без дефектов с влажностью 10-15%. В противном случае волокна не поддадутся обработке, разорвутся. Как правильно состаривать древесину своими руками:

  1. Увлажнить поверхность, чтобы при работе не было много пыли.
  2. Щетка должна двигаться по направлению волокон. Удалять только мягкие волокна древесины.
  3. Скорость должна быть умеренной, чтобы древесина не нагревалась.
  4. Полимерной щеткой с абразивом делаютпервичнуюшлифовку. Снимают рваные остатки волокон, можно наждачной бумагой. После удаления шероховатости станет понятно насколько качественно произведено состаривание.
  5. При необходимости углубления сделать более качественными, пройдясь щеткой повторно.
  6. Декорирование производится стамеской. Создается видимость трещин.
  7. Полировка. Проводится сизалевой или волосяной щеткой, если состаривание ведется болгаркой или шлифовальной машинкой. Придается окончательный вид заготовке. Для этих же целей используют наждачную бумагу мелкой зернистости при ручной обработке.
  8. Далее кусок пиломатериала нужно высушить, потом полностью очистить от пыли.
  9. Слой морилки создает контрастный рисунок. Обильный слой без втирания с быстрым удалением излишков прокрасит мягкие волокна, а твердые оставит светлыми. Золотой и серебряный цвет смотрится особенно выигрышно, если состарить дерево.
  10. Патинирование — затемнение глубоких борозд. Придает благородности при состаривании.
  11. В завершение полируют повторно, стирая неровности после покраски.
  12. Лакировка производится паркетным лаком.

Если состаривать заготовку таким образом, то это позволит сохранить характеристики породы надолго.

Термическое состаривание

Небезопасный способ. Предполагает обжиг древесины, поэтому должны быть соблюдены правила: отсутствие легковоспламеняющихся веществ рядом с местом проведения обработки. Лучшее место — открытое пространство на воздухе.

Этапы состаривания:

  1. Расположить заготовку вертикально. Как вариант, положить на поверхность, которая покрыта негорючим материалом. Работы ведутся при помощи газовой горелки. Двигать инструментом нужно сверху вниз. Надолго не задерживать, чтобы удалось придать ему нужную фактуру. Обуглится должен только верхние волокна древесины не более 3 мм глубиной. Так сохранится фактура.
  2. Дождаться пока материал остынет, снять нагар вручную или болгаркой. Степень очищения определяется индивидуально.
  3. Отшлифовать пиломатериал. Движения  не должны быть слишком сильными, чтобы не уничтожить результаты декорирования.

Состаривание дерева обжигомСостаривание дерева обжигом

При состаривании получается уникальный цвет, чередование черных и естественных участков. После того, как материал удалось искусственно состарить, красить не обязательно, лакировки достаточно.

Химическое состаривание

Химический состав, чтобы состарить, “съедает” мягкие волокна. В бытовых условиях такоесостаривание проводить не рекомендуется, поскольку работа с веществами может нанести вред здоровью. Как состарить древесину:

  1. Размягчить верхние волокна с помощью нашатыря или щелочи из бытовой химии (чистящие средства для плиты и подобные).
  2. Работы проводить в защитных перчатках и с респиратором.
  3. Дождаться пока верхние волокна потемнеют.
  4. Немного отшлифовать, если есть необходимость.
  5. Покрыть лаком.

Чтобы чистящее щелочное средство не испарялось быстро, можно сделать его желейной консистенции при помощи желатина.

Наносят травящий состав тканевым тампоном или вымачивая в нем. Желательно создать подогрев на время воздействия химического состава. Среди ингредиентов некоторых составов для состаривания есть марганцовка, уксус.

Живописное состаривание

Обработка дерева под старину при помощи краски — один из самых безопасных способов, который можно использовать самостоятельно. Методы состаривания зависят от принципа нанесения и последующего покрытия.

Патинирование

Патиной называют своеобразный налет на изделиях из бронзы. Он образуется в результате окисления и имеет зеленовато-коричневый оттенок. Патинирование в широком смысле — искусственная обработка под старину любых предметов.
В деревообработке это затемнение поверхности. Оно внешне состаривает материал естественным образом. Бывает белого цвета, темного, металлического и цветная. Красящий состав наносят на углы, ребра материала или в борозды.

ПатинаПатина

Виды патины для дерева

Существует несколько видов патинирования под старину:

  • Битумная патина. На материал наносят битумный лак. Слой кладется плотный, не втирается, а излишки сразу убираются. Так лак попадает только в деревянные борозды и делает их темнее. Результат покрывают шеллачным лаком.
  • Акриловая патина. Для ее создания акриловое вещество сильно разводят водой и заливают в углубления на поверхности древесины. Излишки быстро стираются тряпкой, состаривают брусок визуально.
  • Химическая. Красят металлическим цветом и наносят окислитель. Он заставляет поверхность потерять свежий внешний вид за несколько минут.
  • Шеллачный лак. Его дополнительное свойство — окрашивание изделия в теплый желтоватый или оранжевый оттенок. Подчеркивает фактуру дерева, создавая эффект старости, основная функция — защита.
  • Восковая. Парафином обтирают поверхность, состаривая её в выделенных местах. Он тонирует эти участки, но долго высыхает. Материал, обработанный воском от свечи, становится для восприятия мягким с шелковистым отблеском.

Сухая кисть

Досталась деревообработчикам от художников. В живописи этим способом создают произведение, а декораторы на практике состаривают внешний вид.

Сухая кистьСухая кисть
Техника исполнения:

  1. На широкую тонкую кисть из синтетики набрать малое количество краски. После кистью поводить по белой поверхности (бумаге и т.п.) до тех пор, пока все лишнее не сотрется и ворс будет оставлять тонкие полоски.
  2. Пройтись по поверхности кисточкой беспорядочными движениями вдоль роста волокон.

Больше внимания надо уделить состариванию выпуклых частей.
Так происходит имитация потертостей, состаривают, например, предметы декора и мебель..

Лессировка

Техника двухслойной обработки под старину. Нижний, более яркий слой, просвечивается через полупрозрачный верхний. Часто применяется при обработке предметов интерьера. Цвет получается неоднородный, переливчатый. Для состаривания методом лессировки подходят многие виды красок: акварель, масло, и даже крепкий чай. У акриловых красок самый широкий набор цветов.

Перед обработкой под старину можно перемешать цвета и развести их водой. Консистенция получится приятная, быстро высохнет. Акриловые слои краски хорошо переносят влажность и механические повреждения. Для обработки подойдет любой вид древесины.

Как состарить древесину своими руками:

  1. Для нанесения лессировки лучше всего воспользоваться синтетической кистью или губкой.
  2. Наносить цвет неравномерно, вызывая тональность естественного оттенка древесины, полностью закрасить его не удастся.
  3. Если необходимо усилить эффект старины — нанести второй слой.
  4. Дождаться высыхания и оценить удалось ли этим способом состарить брусок.

Можно наносить несколько разных тонов, тогда результат состаривания получится интересный, они будут просвечивать друг через друга.

Набрызг

Это капельки, которыми состаривают изделие хаотичным образом. Так создается образ старинной вещи, прошедшей через десятилетия.

Набрызг приятно смотрится, рельефный на ощупь. Оставляет впечатление старины, изделие с таким декором привносит в дом уют.
Для обработки понадобятся: жесткая кисть или зубная щетка, краски, стакан с водой.

Технология состаривания древесины:

  1. Смочить кисть и набрать на нее немного краски.
  2. Провести тестовый набрызг на белой поверхности, чтоб определить размер капель. Для этого надо провести пальцем или зубочисткой по ворсу кисти.
  3. Если кисть широкая, то по ней можно просто постучать и капли упадут.
  4. Изделие должно размещаться на бумаге, которую потом можно выкинуть, чтобы не испортить стол.
  5. Обрызгать изделие, дождаться полного высыхания.
  6. Покрыть лаком. Если есть желание добиться трехмерного эффекта старины, капли разбрызгивают вторым слоем поверх лака. Они будут смотреться не так ярко, но получится состарить двойным слоем капель.

Набрызг сочетают с другими техниками при состаривании.

Кракле

Старинная техника создания трещин в лаковом покрытии на изделии. Используется также на красочном покрытии.

Состаривание краклеСостаривание кракле
Разновидности:

  • одношаговый: через растрескавшееся красочное покрытие виден другой цвет или естественное основание изделия;
  • двухшаговый: внешне выглядит как сетка трещин без проявления нижнего слоя, поверхностный вариант;
  • из яичной скорлупы: ее наклеивают на клей прямо на поверхность древесины и окрашивают в технике патины или сухой кисти;
  • фацетный лак: сам состаривает поверхность, растрескивается после высыхания, нанести толстым слоем и ждать;
  • двухкомпонентный микро: видимость тонкой паутинки трещин, подчеркивается патиной;
  • специальная краска: сама растрескивается после высыхания, создаёт видимость старины.

Состаривание кракле выглядит очень привлекательно, особенно для садовой мебели или предметов декора.

Шебби Шик

Для того, чтобы состарить используется окрашивание и парафиновая свеча.
Техника проста:

  1. Нанести грунтовку на изделие.
  2. Покрасить первым слоем, дать высохнуть.
  3. Натереть свечой в нескольких местах, особо обратить внимание на выпуклость, углы.
  4. Перекрыть светлым оттенком, лучше в 2 слоя.
  5. Наждачной бумагой в местах обработки парафином снять верхний слой, добиваясь эффекта под старину.
  6. Зафинишировать покрытие матовым лаком.

Образуются потертости, изделие выглядит потускневшим от времени.

Применение состаренного дерева

Изделия из пиломатериала под старину создают неповторимую атмосферу в доме. Мебель с деталями такой обработки вписывается в жилое пространство, рабочие интерьеры, места общественного питания, рестораны, клубы. Особый уют появляется с их присутствием в загородном доме.

В дополнение к фрагментам из искусственно состаренного дерева изготавливают кованые изделия. Подчеркивают атмосферу натуральной или искусственной кожей, декоративным камнем.

Состаривание древесного материала используют не только при создании мебели. С помощью техники браширования создают отделочные напольные покрытия, в частности, паркет. Стеллажи, настенные покрытия также подлежат обработке с использованием техник искусственного состаривания.

Необычно смотрятся подоконники из материала под старину, полки, камины. Из искусственной старой древесины создают багеты для картин или зеркал. Кроме того, используя этот материал можно состарить:

  • беседки;
  • садовые мостики;
  • ворота;
  • калитки;
  • наличники для дверей и окон.

Потрясающе смотрится состаривание древесины, используемое для отделки балкона или крыльца. Можно даже применять его при строительстве детской площадки.

На кухне старина в интерьере гармонично сочетается с винтажной посудой, кафельной облицовкой, фанерой. А если добавить туда кованые акценты, то кухня станет уютным и приятным местом не только для приготовления пищи, но и для отдыха.

Дерево используется человеком уже много тысячелетий. Искусственное состаривание создает колорит и расслабленную атмосферу в доме. Мода старину длится уже несколько лет, и, судя по спросу, на подобные покрытия продлится еще не один год.

Мастер-класс смотреть онлайн: Как состарить дерево своими руками

Сегодня хотелось бы поговорить и показать простой способ старения дерева и вариант использования этого процесса в декоре своего дома или дачи или иного места.

Я буду описывать этот способ с оглядкой на то, как мы делаем свои работы. Так как в интернете достаточно много всякой информации о данном процессе, хотелось бы не придумывать велосипед, а показать именно то, как это делаем мы, попробовав несколько разных вариантов и найдя самый простой как в работе, так и по продолжительности.

Давайте сначала дадим расшифровку слову браширование.

Браширование (от англ. Brush — щетка) — это особенный и нестандартный процесс по отделке древесины

Итак, что нам понадобится для данного процесса:

Первое это конечно дерево! Мы работаем с хвойными породами древесины, так как у нее при процессе отделки получается более яркая и выразительная фактура.

Как состарить дерево своими руками, фото № 1

Далее мы берем простую горелку и обжигаем дерево. В зависимости от того для чего мы будем применять дерево делаем это либо сильно, либо слабо, либо средне. Мы обжигаем максимально сильно. Потом вы поймете, для чего мы это делаем.

Как состарить дерево своими руками, фото № 2

Как состарить дерево своими руками, фото № 3

Обжиг древесины помогает нам более ярко проявить фактуру дерева. Но нам обжиг помогает еще для одного момента, который будет завершать весь процесс старения.

Далее нам понадобиться следующий комплект:

Щетка по металлу

Как состарить дерево своими руками, фото № 4

Дисковая насадка с жесткой проволочной щетиной.

Как состарить дерево своими руками, фото № 5

Первым делом мы берем дисковую насадку и начинаем снимать мягкие слои древесины. Водить желательно данным предметом надо аккуратно, стараться делать это вдоль волокон, а не поперек!

Финальная обработка производиться щеткой по металлу, для проявления более четкой фактуры.

Как состарить дерево своими руками, фото № 6Как состарить дерево своими руками, фото № 7

После обработки убираем кисточкой всю стружку и пыль с волокон древесины, что бы при нанесении следующих материалов не было ни какой стружки и пыли.

Дерево готово для дальнейшей обработки материалами для декора, а мы покажем пример, что же можно сделать после браширования с деревом и как применить его в доме или даче. Я подсмотрел эту идею на выставке по строительству домов, где одна фирма, предлагая свою продукцию, использовала вагонку и другие отделочные материалы для внутренней и наружной отделки помещений. При помощи данного продукта, обычная вагонка принимает вид оригинальной отделки.

Мы берем брашированную древесину и покрываем ее цветным маслом для декорирования, фирму к сожалению сказать не могу, но на рынке их достаточно много, единственный недостаток данного продукта это его цена.

После того как мы покрыли маслом всю поверхность древесины даем ей подсохнуть в течении 2 минут.

Как состарить дерево своими руками, фото № 8

Как состарить дерево своими руками, фото № 9

После того как поверхность подсохнет, берем в руки обычный инструмент для мытья окон с резиновой поверхностью или мягкий шпатель и снимаем верхний слой масла.

Как состарить дерево своими руками, фото № 10

Как состарить дерево своими руками, фото № 11

Получаем вот такую интересную фактуру дерева. У фирм производителей имеются разные цвета данного масла и их так же можно наносить в два слоя, придавая дереву неповторимый цвет и фактуру.

За счет того что после обработки древесины имея фактуру, масло пропитывает нижний слой древесины, а верхний мы снимаем придавая дереву красивую фактуру. Благодаря этому ваш интерьер начнет играть более ярко и будет, не похож на все остальные!

Как состарить дерево своими руками, фото № 12

Подведем итоги. Благодаря данным материалам, уделенному времени и небольшой энергозатрате, мы получаем тот результат, что вы увидели выше.

Надеюсь, мой мастер класс поможет вам и был интересен. По всем вопросом обращайтесь в любое время суток, постараюсь максимально быстро и полно дать ответ на все ваши вопросы.

С уважением, Дмитрий.

Искусственное старение древесины: виды и способы обработки

Древесина является красивым материалом, из которого изготавливают разнообразные элементы интерьера. Ее можно декорировать разными способами. Одной из популярных методик является старение древесины. Это достаточно непростой процесс, требующий от мастера определенных знаний.

Советы специалистов помогут разобраться, как выполнить эту обработку своими руками. Старение древесины может осуществляться несколькими способами. Рассмотрев все техники, можно будет подобрать оптимальный вариант.

Зачем нужно старить древесину?

Старение древесины проводится по разным причинам. Эта технология позволяет придать материалу требуемых декоративных качеств. При помощи такой отделки можно оформить определенные стили интерьера. Чтобы сэкономить средства на приобретение антикварных, изысканных и очень дорогих элементов декора, применяется технология искусственного старения натурального материала.

старение древесины

Выбор подобной отделки может также быть вызван индивидуальными предпочтениями хозяев дома. Если они хотят оформить интерьер своего жилища именно такими изделиями, искусственное старение древесины предоставит широкое поле для творчества. Придать материалу необходимый внешний вид будет несложно при помощи представленных далее методов.

Существует несколько подходов, которые помогают придать древесине необходимых декоративных качеств. Для них применяют определенные материалы, инструменты. Также мастеру потребуется достаточное количество свободного времени. Спешка в этом случае может привести к получению неудовлетворительного результата.

Механическое старение древесины

Существуют различные методы старения древесины. Они позволяют придать массиву определенный внешний вид. Одним из самых популярных подходов является механическое старение. Его еще называют брашированием или текстурированием. Деревянную поверхность обрабатывают при помощи специальной щетки. Это позволяет стилизировать материал, придавая ему антикварный внешний вид.

браширование дерева

Браширование дерева предполагает удаление из структуры «мякоти». Это придает рельефность заготовке. Именно этот процесс происходит с древесным массивом в течение длительного времени. Она усыхает под воздействием различных факторов окружающей среды.

Опытные мастера утверждают, что это один из самых простых способов обработки древесины. Однако не всегда возможно применить этот подход на практике. Это зависит от особенностей породы древесины. Также при обработке механическим способом удается получить рельефную поверхность. В некоторых случаях интерьер лучше оформлять иными разновидностями обработанной древесины.

Особенности механического старения

Браширование дерева может применяться не для всех пород натурального материала. Этот способ пригоден для обработки практически всех хвойных разновидностей, особенно сосны. Также браширование применяется для лиственницы, ореха, ясеня и дуба. Это наиболее популярные породы древесины, которые сегодня применяются при строительстве и отделке помещений.

искусственное старение древесины

Механическое старение не проводится для фруктовых разновидностей натурального материала. Также эту технологию не применяют для обработки бука, клена, тика, ряда экзотических видов древесины. Их достаточно редко используют при отделочных работах. Поэтому механический способ является столь популярным.

Для проведения обработки потребуется приготовить специальную щетку. Она имеет металлический «ворс». Процедура требует достаточного количества свободного времени. Спешить нельзя. В противном случае можно испортить внешний вид массива. Этим способом можно состарить небольшие заготовки. Для обширного объема работ необходимо применять болгарку, дрель или специальный станок.

Ручное браширование

Старение древесины своими руками требует от мастера определенной концентрации. Материал должен быть сухим. В противном случае не получится обеспечить требуемую декоративность поверхности. Будут появляться задиры. По сухой древесине по ходу следования волокон проводят щеткой. Чтобы сделать ворс жестче, ее можно подрезать.

старение древесины своими руками

В результате таких манипуляций удается убрать самые мягкие волокна из внешней структуры массива. После этого проводится процесс шлифования. Для этого применяют щетку с более мелкой щетиной или наждачную бумагу с крупной зернистостью.

После такой обработки можно окрасить массив. Для этого чаще всего применяется морилка. Это позволяет создать необходимый оттенок. Можно применять иные красители. От правильности выполнения этого этапа будет зависеть внешний вид отделки. После этого проводится полирование и покрытие лаком. Это позволяет защитить натуральный материал от гниения. Лаком поверхность покрывают несколько раз.

Машинная обработка

Чтобы обработать большой объем материала, необходимо применять специальное оборудование. Это может быть болгарка или электрическая дрель. На УШМ надевают специальную проволочную насадку. Работу нужно проводить аккуратно, чтобы не повредить материал.

станок для старения древесины

Также может применяться станок для старения древесины. Такое оборудование чаще всего используется на предприятиях. При его применении удается достичь высокой скорости и качества старения древесных массивов. Черновая обработка проводится всего за несколько минут. В это время удаляются мелкие мягкие волокна.

Станки для обработки древесины приобретают только в том случае, если необходимо обрабатывать большие объемы материалов. Самыми популярными разновидностями является агрегат Festool Rustofix RAS 180. Также применяется для самостоятельной обработки древесины шлифмашинка «Макита 974», в комплект поставки которой входит абразивная щетка.

Химическое старение

Искусственное старение древесины может быть выполнено при помощи иной технологии. В процессе обработки массив зачищают крупной наждачной бумагой. Затем приступают к химическому ее старению. Если требуется обработать лиственные породы древесины, можно применять аммиачный раствор. Можно также использовать и нашатырный спирт. Он способствует потемнению массива.

старение древесины методом сухой кисти

Можно просто зачистить незначительно поверхность для более четкого выделения годичных колец. После этого используется морилка и лак. Существует и другой метод. Еще одним возможным вариантом химического старения является применение морилки на водной основе. Когда будет получен нужный оттенок, состав смывается при помощи губки с водой. Это подчеркивает контуры колец, делает края более темными.

Еще одним вариантом является патирование. Это наиболее сложная и высоко декоративная обработка. В этом случае она открывает поры на фоне более ровной поверхности. Для этого применяются специальные химические составы. Их можно приобрести в специализированных магазинах.

Термическая обработка

Термическая технология старения древесины является еще одним способом, позволяющим придать массиву антикварный внешний вид. Процедура проводится в несколько этапов. Сначала по всей поверхности материала осуществляется обжиг. Можно также выполнить обработку только на отдельных участках. Это также придает декоративности отделке. Лучше всего применять для этих целей газовую горелку. Перед началом работы нужно потренироваться на ненужном куске древесины.

старение древесины технология

Обжиг позволит удалить все мягкие волокна. После этого сучки, годичные кольца древесины проявляются четче. Далее производится механическая обработка. Нагар нужно удалить при помощи щетки с металлическим «ворсом». Это также позволит повысить рельефность рисунка.

Далее при желании можно пропитать материал морилкой. Состав позволит придать нужный оттенок древесине. После того как материал просохнет, его покрывают лаком. Он может быть бесцветный или иметь оттенок.

Метод сухой кисти

Еще одним относительно несложным подходом является старение древесины методом сухой кисти. Для его проведения потребуется применить фантазию. Сначала на материале создают царапины, выбоины, сколы. Можно этот этап пропустить, так как эта обработка необратима.

Сначала на поверхность наносится один слой краски, а затем – второй. Дальше они должны хорошо просохнуть. Далее при помощи мелкой наждачной бумаги стирается верхний слой краски. Это нужно сделать неравномерно. В некоторых местах потертости должны доходить до первого слоя краски, а в других – до древесины. Особое внимание нужно уделить выступающим частям и кромке.

Далее при помощи сухой кисти наносят краску. Нужно подобрать плоскую жесткую кисть. Краска должна быть контрастной. Если база светлая, верхний слой должен быть темным. Краска должна выглядеть как след от щетинок. Мазки нельзя пересекать. Далее тканевой салфеткой смазывают свежие мазки. Потом применяют прозрачный лак. Его наносят в 2 слоя.

Восстановление древесины

Еще одной разновидностью старение древесины является ее восстановление. Это необходимо сделать, если утрачен внешний вид декора. Сначала нужно зачистить поверхность. Далее древесина покрывается акриловой краской в 2 слоя. Затем выступающие поверхности натирают парафином. Их окрашивают в требуемый оттенок. Далее после высыхания места, обработанные парафином, счищаются. Финишная отделка проводится при помощи лака.

Рассмотрев особенности проведения старение древесины, можно самостоятельно создать необходимый декор.

Легкий способ состарить (морить) древесину

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Многие из Вас часто работают с древесиной, и применяют различные технологии и приемы обработки ее поверхности. Чаще всего — это набор различных пропиток, морилок, лаков, и других финишных покрытий.

В данной статье, автор YouTube канала «Мастерская Романтика», расскажет Вам про одну очень интересную технику, которая придаст поверхности древесины вид состаренной, или мореной.


Этот способ очень прост, и может быть применен уже на существующих конструкциях, или мебели.

Материалы.
— Стальная вата
— Столовый 9%-й уксус
— Доски из сосны, дуба, березы
— Льняное масло
— Матовый и глянцевый лак
— Морилка
— Наждачная бумага
— Стеклянная банка с крышкой.


Инструменты, использованные автором.
— Кисть.

Процесс изготовления.
Основной материал, который потребуется для этого процесса, называют по-разному. На английском его обозначают стальной шерстью, а русские предпочитают называть его стальной ватой.

Главной характеристикой этого материала является толщина нитей, она может варьироваться от самой тонкой, до весьма крупной. Каждая градация имеет различные сферы применения.

Легкий способ состарить (морить) древесину
Итак, автор приобрел самую тонкую стальную вату, и заполнил ей небольшую стеклянную банку. После этого банка заполняется 9%-ным уксусом, и оставляется на 12 часов, или больше.

В это время протекает реакция уксусной кислоты с железом, и получается ацетат железа (II). При этой реакции выделяется водород, будьте осторожны!
Легкий способ состарить (морить) древесину

Через положенное время автор открыл банку, и действительно, между волокнами он обнаружил большое количество пузырьков. Сам же раствор выглядит как вода, и не имеет цвета.

Мастер подготовил целых четыре доски для демонстрации этого вида обработки, и различных финишных покрытий. Далее все сорта древесины — снизу вверх по картинке.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Первой идет березовая доска.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Затем две сосновые доски, с той лишь разницей, что одна из них браширована.
Легкий способ состарить (морить) древесину

Легкий способ состарить (морить) древесину
И последний, самый интересный испытуемый — дуб. Он проявляет воздействие ацетата практически сразу.
Легкий способ состарить (морить) древесину
На полосу слева на картинке мастер наносит слой приготовленного раствора, а справа — простое льняное масло.

Вот так играет древесина дуба, только что покрытая слоем масла.
Легкий способ состарить (морить) древесину
За то время, пока автор наносил масло, дубовая доска уже сильно потемнела, и приобрела слегка фиолетовый оттенок. Видно, насколько изменился цвет в сравнении с исходным.
Автор оставляет все доски на сутки для полного высыхания, и завершения реакций.

Через сутки все сорта дерева сильно потемнели.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Дуб же стал настолько интересного цвета, что даже похож на древесину эбенового дерева.

Остальные же доски тоже приобрели фиолетовый оттенок, и больше похожи на палисандр.
Далее автор зачищает поверхности наждачной бумагой.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Легкий способ состарить (морить) древесину
Без финишного покрытия поверхность действительно выглядит старой, и имеет матовый внешний вид.

Интереснее всего смотрится брашированная сосновая доска.

Теперь автор хочет показать различные финишные покрытия. Первым идет в ход матовый лак, и после него пропадает фиолетовый оттенок, а древесина становится похожа на орех.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Легкий способ состарить (морить) древесину
Светлая область, как вы помните, покрыта только льняным маслом, а левее нее мастер нанес небольшую полосу морилки.
Легкий способ состарить (морить) древесину
Легкий способ состарить (морить) древесину
Также сделана еще одна полоска по центру «состаренной» поверхности, она покрыта глянцевым лаком.
Автору больше всех нравится эффект, который дает дубовая древесина, это действительно красиво, и его по праву можно назвать мореным!

Ну и напоследок небольшой фокус, и предупреждение. Стальная вата очень пожароопасная, она не горит открытым пламенем, однако прекрасно начинает тлеть даже от небольшой искры. При работе с болгаркой — убирайте этот материал подальше, лучше в стальную бочку.

Благодарю автора за простую, но очень интересную технику состаривания древесины!

А Вы уже пробовали такой способ?
Всем хорошего настроения, удачи, и интересных идей!

Авторское видео можно найти здесь.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=Q1jxPMBwIuM]


Источник (Source) Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

7 предельно легких способов состарить древесину

Состаренная древесина выглядит выветрившейся и потертой и создает атмосферу деревенского уюта. Вы можете найти состаренную древесину в магазине пиломатериалов, но в этом случае приготовьтесь выложить кругленькую сумму. Мы предлагаем вам самим вовлечься в процесс старения древесины, тем более, что для этого есть несколько предельно простых способов.

Способ 1: Используйте дешевую древесину

Состаренный внешний вид древесины обычно предполагает поверхностные повреждения, поэтому нет нужды в использовании дорогой древесины.

Более дорогая древесина обычно избавлена от сучков и устойчива к повреждениям, в то время как дешевая древесина обычно имеет много сучков и других дефектов поверхности, добавляющих эффект состаренности.

Поэтому рекомендуем обратить внимание на недорогую древесину.

Способ 2: Примените физическую силу

Старая и потертая древесина выглядит так, будто она прошла через многое в своей жизни. Этого нельзя сказать про новую древесину, поэтому приходится импровизировать при создании нужного нам рельефа поверхности.

Отличный способ придать дереву необходимый рельеф — оставить следы любыми подручными тяжелыми предметами. Чем разнообразнее, тем лучше.

Молотком можно сделать вогнутые следы.

Резьба от больших саморезов оставляет равномерные следы.

Положите горсть саморезов в лоскут ткани и побейте этим мешочком вашу деревянную доску. На выходе вы получите все возможные виды повреждений от головок, резьбы, острых концов саморезов.

Стальную цепь можно использовать для неравномерных повреждений. Жирные цепи оставляют цветовые пятна.

Способ 3: Используйте металлическую щетку

Древесина со временем выветривается под воздействием различных стихий. Вы можете сымитировать этот эффект за короткое время, используя проволочные щетки, подходящие под вашу дрель.

Если вы используете любую из мягких пород древесины, то осуществить этот процесс будет предельно легко. Загрузите металлическую щетку в патрон дрели и пройдитесь по поверхности древесины вдоль волокон.

Щетка легко вырывает мягкие волокна древесины и оставляет более прочные. В зависимости от силы давления, применяемой к щетке, можно добиться различной глубины и текстуры.

Не забудьте одеть защитную маску, этот процесс может быть немного пыльный.

Способ 4: Окрашивание древесины

Поверхностные дефекты, созданные на предыдущих этапах, станут хорошо заметны после окрашивания древесины. Краска собирается в углублениях и делает их темнее в сравнении с остальной поверхностью.

Способ 5: Окрашивание чаем

Окрашивание чаем — это придающая древесине темный цвет химическая реакция, возникающая между танином из заваренного чая и смеси из ацетата железа, содержащегося в стальной губке, и уксуса.

Черный чай заваривают и оставляют охлаждаться до комнатной температуры. В отдельную емкость с уксусом погружают стальную губку и оставляют содержимое на 10 часов. Под действием кислоты сталь окисляется и ржавеет, образуя ацетат железа.

После того, как оба раствора готовы, необходимо смазать чаем древесину и позволить ему впитаться. Далее необходимо нанести кистью раствор ацетата железа и вы увидите, как дерево начнет медленно темнеть.

ВНИМАНИЕ!

  • В процессе получения ацетата железа выделяется водород, поэтому не закрывайте емкость и храните ее в проветриваемом помещении.
  • Окрашивается только поверхностный слой древесины. Имейте это ввиду, если вы планируете в дальнейшем шкурить поверхность.

Для процесса окрашивания в первую очередь важно содержание танина в растворе. При этом вы можете использовать любой вид уксуса, а если у вас нет под рукой стальной губки, то вы можете воспользоваться любыми другими стальными предметами (скоба, гвозди, стружка и т.д.)

Способ 6: Покраска + шлифовка

Помимо использования аддитивных методов старения, таких как нанесение повреждений и окрашивание поверхности, можно состарить древесинус помощью субстрактивных методов, например, шкурения.

Возможно, используемая вами доска уже окрашена, а если нет, то нанесите на быструю руку слой краски и пройдитесь по поверхности грубой наждачной бумагой.

Способ 7: Зачистка

Использование столярной цикли — это отличный способ придать выцветший и блеклый вид окрашенной деревянной поверхности без особых усилий.

Столярные цикли применяются для доводки и зачистки строганых поверхностей. Они срезают очень тонкую (толщиной 0,04—0,08 мм) стружку. Однако этот инструмент также нашел хорошее применение в соскабливании окрашенных деревянных поверхностей и избавил от необходимости дожидаться, когда краска сойдет естественным образом.

Каждый из представленных нами выше методов принесет хорошие плоды в придании древесине эффекта состаренности. При этом самым действенным будет использование совместно нескольких способов!

Цикли могут быть любой формы в зависимости от профиля зачистки деталей изделия и могут быть использованы даже в самых труднодоступных подвергаемых обработке местах.

Каждый из представленных нами выше методов принесет хорошие плоды в придании древесине эффекта состаренности. При этом самым действенным будет использование совместно нескольких способов!

Малоизвестный способ сделать старение древесины (двери) своими руками

Иногда подчеркивание старости – оригинальное решение проблемы неприглядных створок. Так, межкомнатные двери получаются красивыми без дополнительных трат. Конечно, эффект должен быть нарочитым – неряшливость неуместна в любом интерьере. Как сделать старение древесины своими руками – способы, инструменты и материалы, описываются ниже.

Состаренные двери

Виды искусственного состаривания древесины

Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:

  • Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и петли, возможно, кованые.

Как сделать правильно:

Старую дверь очищают от слоев краски. Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить дерево своими руками пропитать древесину всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.

  • Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются старинные двери из дерева, достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.

Как сделать правильно:

Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно. Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный.

// ]]>

  • Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади. Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки. Далее, покрывают лаком.

Эти эффекты старины получить очень просто и быстро. Стиль квартиры или дома должен быть выдержан, иначе эффект неуместен.

Состаривание: следы короеда

Работа с краской и лаком

Получить состаренные двери можно иными способами. Они потребуют больше времени и труда. Кроме того, затраты возрастут из-за покупки нескольких оттенков краски. Итак:

  • Популярный метод сухой кисти. Полотно очищается и покрывается базовой грунтовкой. Пока слой не высох окончательно, концом сухой кисти, наносятся мазки другого оттенка. Сочетание красок может быть различным – контрастным или переходящим из одного оттенка в другой. Теперь слоям дают время на высыхание. Готовую поверхность зачищают наждачными шкурками, чтобы еще больше выделить места потертостей. Снова наносят слой каски другого цвета. Окончательный цвет – бледно-желтый или белый, которым покрывают дверь мазками. Снова дают высохнуть и затем шлифуют. Завершающим слоем становится лак.
  • Кракелюр. Делается такое искусственное старение дерева несколькими способами:
  1. — лак и серебрянка. На подготовленную поверхность наносится слой лака. Через 30 минут, его сушат феном, вследствие чего появляются трещины. Их затирают серебряной краской, дают окончательно просохнуть и покрывают получившийся эффект лаком.
  2. — клей ПВА. С его помощью создают дизайн под старину. Толстому слою клея на предварительно очищенном полотне не дают высохнуть окончательно. Поверх него накладывают слой акриловой краски и затем сушат строительным феном.
  3. — желатин или яичный белок – еще один способ состарить краску на дереве. На окрашенную поверхность широкой кистью наносят приготовленный состав – предварительно замоченный желатин или белок. Дают высохнуть естественным способом и покрывают лаком.
  4. — уксус 9%. Им смачивают свежую окрашенную поверхность в горизонтальном положении. Трещины появляются сразу.

Важно не переусердствовать – двери должны быть состарены, а не приведены в негодное состояние.

  • Механическое структурирование или браширование. Суть заключается в снятии мягких волокон древесины и обнажении структуры дерева. Для работы применяют специальный фрезер с несколькими насадками – проволочную щетку для структурности, мягкую – для очищения и наждачные шкурки для полировки.

Уложенную на горизонтальную поверхность дверь очищают химическим или горячим способом, затем действуют машинкой. Ручными усилиями достичь эффекта можно, но времени потребуется больше. Сначала действуют грубой насадкой, затем проводят очистку от стружки и, наконец, полируют. В течение каждого этапа, на полотно накладывают различные составы – морилку, тушь, гуталин, чтобы дальнейшее превращение древесины старую шло непрерывно. Окончательным этапом станет лакировка.

  • Химическое браширование. Подходит как эффект состаривания дерева, не требующий покупки специального станка. Для работы применяют едкие щелочи, кислоты, нашатырный спирт. Процесс идет вдали от жилых помещений в хорошо проветриваемых местах и с применением средств индивидуальной защиты – перчатки, очки, респиратор. Заключается в следующем:
  1. — полотно очищается и отшлифовывается.
  2. — смачивается большим количеством едких компонентов.
  3. — после размягчения мягких слоев, обрабатывается жесткими проволочными щетками и полировками.

Приведенными методами, искусственно состарить дерево несложно. В дополнение к интерьеру, деревянные фрагменты мебели – ножки, подлокотники – оформляются так же. 

Процесс шлифовки дверного полотна

Особенности процесса старения дерева

Различные методы состаривания поверхности дверей в домашних условиях, требуют соблюдения этапов и нюансов. Так, например:

  • Очистка полотен. Происходит с применением строительного фена или растворителей. Шпателем удобно счищать отслаивающуюся краску. Важно убрать все видимые участки, иначе, деревянные состаренные двери не получат должного эффекта. К тому же химические растворы должны подходить под состав будущее окрашивания или лакирования – несовместимость приведет к образованию пузырей и «шелухи».
  • Химический метод старения древесины – браширование с помощью едких растворов, морение, происходит только с мягкими породами древесины. Сосна, ель, подойдут – дуб и лиственница подвержена только механической обработке.
  • Механический метод связан с образованием стружки и мелкой древесной пыли, поэтому полотно периодически смачивают водой и сметают с поверхности мусор мягкой щеткой. Не руками – во избежание заноз.
  • Покраска – кракелюр, старение дерева своими руками с помощью лака, метод сухой кисти – должен идти с тщательным перемешиванием составов, чтобы на поверхности не образовывалось пузырьков воздуха. Они, лопаясь, образуют некрасивые ямки, и становится понятно искусственное происхождение полотна.

Само по себе, натуральное дерево красиво и новые полотна вряд ли будут нуждаться в декорировании описанными методами. Проводить работу следует лишь с бывшими в эксплуатации межкомнатными дверями, дабы дать им вторую жизнь и сэкономить на покупке нового комплекта.

Искусственное старение древесины своими руками

Искусственное старение древесины своими руками

Старинные вещи, изготовленные из дерева, обладают особым очарованием благодаря тому, что время оставляет на них свои следы. Их поверхность выцветает и становится матовой, а со временем на ней появляются самые разнообразные червоточины и небольшие вмятинки. Для того, чтобы ваше изделие стало таким естественным путем, потребуются долгие годы. Если же хочется получить похожий эффект сразу, то можно воспользоваться самыми разнообразными способами по искусственному старению древесины.

Способы искусственного старения древесины

Способы искусственного старения древесины

Одним из таких способов является браширование, которое заключается в выборке из древесины мягких слоев с последующей шлифовкой поверхности. Данный способ поможет выявить годичные кольца дерева, показав всю красоту текстуры.

Браширование проводится с помощью специальных металлических или полимерно-абразивных щеток. Щетки, которые могут быть как дисковыми, так и в виде кисточек, необходимо просто вставить в дрель.

После того, как мягкие слои будут выбраны и проведена шлифовка, древесину необходимо покрыть морилкой и лаком. Таким способом очень хорошо обрабатывать изделия из сосны, ясеня и дуба, так как у них очень явно выражены мягкие и твердые годичные кольца.

Искусственное старение древесины

Вот еще один способ по старению дерева. Для начала поверхность дерева необходимо намочить, для того, чтобы поднять ворс, а затем просушить и тщательно отшлифовать. После этого нужно нанести темную водную морилку на поверхность дерева и слегка смыть ее водой, что позволит создать эффект износа.

Когда поверхность высохнет можно начинать наносить искусственные повреждения, такие как вмятины, царапины, отверстия в виде ходов насекомых и т.п. Инструменты для этого можно использовать любые, к примеру, молоток, сверло, шило. Затем полученные отверстия нужно заполнить темной шпаклевкой, которая будет имитировать скопление пыли.

После шлифовки нужно будет нанести верхний слой морилки с другой основой. Просушив поверхность примерно 12 часов, необходимо вощить ее вдоль волокон.

Есть еще один хороший рецепт по приготовлению состава для того, чтобы искусственно состарить древесину. Необходимо взять мелкие гвоздики и тщательно их обезжирить, после чего залить их уксусной кислотой. Полученный состав должен настаиваться в темном месте неделю. Затем этим составом нужно покрыть поверхность деревянного изделия. Покрывать лучше на свежем воздухе, так как у данного состава очень сильный и неприятный запах. Чтобы еще больше усилить эффект старины, дерево нужно покрыть кракилюрным лаком. После его высыхания на поверхности появятся мелкие трещинки, которые легко выявятся после втирания в них слабенького раствора акриловой краски темного цвета или угольной пыли.

Это далеко не все способы по собственноручному искусственному старению древесины. На просторах Интернета и у опытных мастеров можно найти огромное количество других способов.

Предотвращение изменения цвета экзотической древесины

Приманка цвета

В мои молодые, более наивные и иллюзорно-оптимистичные дни деревообработки меня сразу привлекли интенсивные цвета падаука, кровавого дерева и пурпурного сердца — как и многие другие. мы. Я представлял себе красочные творения, которые я мог бы сделать, чтобы они прослужили долгие годы. Несмотря на то, что я прочитал несколько отчетов о том, что цвет этих экзотических пород древесины недолговечен — и фактически становится темно-коричневым — я, конечно, знал, что правила вселенной ко мне неприменимы, и что каким-то образом я смогу победить систему.

Итак, я создал несколько удивительно ярких творений из экзотических пород дерева, и знаете что? Они выглядели фантастически.

Purpleheart, Pink Ivory, Spruce, Maple psaltery Purpleheart, Pink Ivory, Spruce, Maple psaltery Предназначен для коричневого

И снова, в моем обычном состоянии заблуждения, я рассчитывал, что эти цвета будут длиться вечно. Они должны были. Они выглядели так хорошо. Прошло уже, примерно… целых три недели, а заметного изменения цвета не произошло, так что же дальнейшее разрушительное воздействие времени может сделать с моими деревянными творениями? Как оказалось, предостаточно.

Вы ведете проигрышную битву

Я помню, как показывал кому-то кусок розовой слоновой кости на проекте, который я завершил несколько лет назад, и сказал: «Посмотрите, это розовая слоновая кость. Удивительно, не правда ли ?! Человек с непредвзятым (и не впечатленным) ответом холодно сказал: «Но это коричневый… ». И тут меня осенило. Эта розовая слоновая кость когда-то была розовой , но цвет исчез так постепенно, что для моих бредовых глаз он все еще казался розовым, хотя на самом деле он стал уродливым коричневым.

Вот мой взгляд на цвет дерева: каждый кусок дерева имеет цвет «свежесрезанный», а также «прижатый» цвет. Да, большинство пород дерева имеют тенденцию становиться темнее со временем, но это не безгранично: т.е. все породы дерева не становятся все темнее и темнее до тех пор, пока они не станут полностью черными, в конечном итоге они остановятся на определенном оттенке / оттенке; это то, что я буду называть «приживающимся» цветом древесины.

colorshift of purpleheart colorshift of purpleheart

Проблема возникает в том, что мы можем видеть только первоначальный цвет древесины и не знаем, где в конечном итоге будет закрепленный цвет древесины.Представьте, как иначе вы бы купили и использовали древесину, если бы вы могли видеть только окончательный цвет древесины!

Теперь мы можем играть в игры и делать определенные вещи, чтобы замедлить этот прогресс (см. Советы ниже), но просто осознайте: вы только замедляете неизбежное. Дерево находится в процессе окисления и изменения цвета, и это произойдет раньше или позже, но это все равно произойдет.

Работа с реальностью

Вот некоторые идеи и перспективы, которые следует учитывать в отношении цветов древесины:

  • Один почти надежный способ предотвратить изменение цвета древесины — это герметично закрыть свой проект в затемненном хранилище.Так что продолжайте и храните его там, где никто никогда не сможет им насладиться, и все готово! (Прошу извинить меня за сарказм, но я не удержался.)
  • Вы можете принять формулировку «это было весело, пока длился менталитет». Скорее всего, большинство изделий из дерева доставляют наибольшее удовольствие в течение первых нескольких недель или месяцев владения, после чего люди просто воспринимают вещи как должное.
  • Если вы относитесь к тому типу личности, который сильно страдает от подобных вещей (вы хотите делать реликвии, которые сохранятся на протяжении поколений), то научитесь использовать древесину, которая с возрастом становится на лучше (например, вишня, красное дерево, дуб и др.) и время будет на вашей стороне !
  • Используйте древесину с интересным рисунком текстуры, чтобы получить какой-то визуальный интерес, чтобы вернуться к нему после исчезновения цвета (это ахиллесова пята пурпурного сердца, которая обычно имеет очень мягкие узоры).
  • Если вы Обязательно должен иметь определенный цвет * поп * на вашем следующем проекте, используйте красители. Я не могу этого достаточно подчеркнуть. Некоторые окрашенные фигурные или стеганые клены выглядят необычно, и вы можете адаптировать цвет именно так, как вы хотите, и он действительно прослужит долго, если вы используете качественные светостойкие красители, такие как TransTint.)
  • Не заблуждайтесь. На самом деле это только вопрос времени. Как и многие другие вещи в жизни, вы не исключение из правил. Однако, если вы уже работаете над проектом и хотите извлечь из него максимум пользы, воспользуйтесь приведенными ниже советами.
Quilted Maple (dyed blue) Quilted Maple (dyed blue) Красители дают наилучшие стойкие яркие цвета.

Ухудшение качества и сохранность бумаги: некоторые важные факты — Collections Care

Ухудшение и сохранение бумаги: некоторые важные факты

Порча бумаги по-прежнему остается проблемой, но благодаря многолетним научным исследованиям исследования библиотечного сообщества и не только, это больше не загадка. Стратегия сохранения бумажных материалов в Библиотеке Конгресса продолжает развиваться по мере развития нашего научного понимания механизмов ухудшения состояния.

Факторы, способствующие порче бумаги

Почему бумага 500-летней давности часто в лучшем состоянии, чем бумага 50-летней давности? Другими словами, что заставляет одни бумаги быстро портиться, а другие — медленно?

  • Скорость и серьезность порчи обусловлены внутренними и внешними факторами: наиболее важными из них являются состав бумаги и условия, в которых она хранится.
  • Бумага изготовлена ​​из целлюлозы — повторяющейся цепочки молекул глюкозы — полученных из стенок клеток растений.Одним из показателей качества бумаги является длина целлюлозных цепей, а затем и бумажных волокон: длинноволокнистая бумага прочнее, гибче и долговечнее, чем коротковолокнистая.
  • В присутствии влаги, кислот из окружающей среды (например, загрязнение воздуха, некачественные оболочки) или изнутри бумаги (например, из сырья, производственного процесса, продуктов порчи) многократно разрезают цепи глюкозы на более короткие длины. Эта реакция кислотного гидролиза дает больше кислот, питая их, продолжая разложение.
  • До середины XIX века западную бумагу производили из хлопчатобумажных и льняных лоскутов одежды с помощью процесса, который в значительной степени сохранял длинные волокна исходного материала. Хотя волокна могут укорачиваться с возрастом, тряпичная бумага, как правило, остается прочной и долговечной, особенно если она хранилась надлежащим образом в не слишком теплых или влажных условиях.
  • Начиная с середины 19 века дерево заменило тряпку в качестве сырья для производства бумаги. Древесина перерабатывается в бумагу механическим или химическим способом, в результате чего получается бумага с более короткими (по сравнению с тряпичной бумагой) волокнами.
  • При механической варке целлюлозы получают бумагу с самой короткой длиной волокна и не удаляют лигнин из древесины, что способствует кислотному гидролизу. Газеты печатаются на бумаге из механической массы. Химическая варка целлюлозы удаляет лигнин и не разрезает целлюлозные цепи так тщательно, как механическая варка целлюлозы, в результате получается сравнительно более прочная бумага, но все же не такая прочная, как тряпичная бумага.
  • Бумага из древесной массы, изготовленная до 1980-х годов, также имеет тенденцию быть кислой из-за проклейки квасцами и канифолью (добавляемой в бумагу для уменьшения впитывающей способности и минимизации растекания чернил), которая в присутствии влаги выделяет серную кислоту.
  • Кислоты также образуются в бумаге в результате поглощения загрязняющих веществ, в основном оксидов серы и азота. Книжные листья, более коричневые и ломкие по краям, чем в центре, наглядно иллюстрируют это поглощение загрязняющих веществ из воздуха.
  • Исследования Библиотеки Конгресса показали, что целлюлоза сама по себе образует кислоты с возрастом, включая муравьиную, уксусную, молочную и щавелевую кислоты. Было замечено, что измеримые количества этих кислот образуются в условиях окружающей среды в течение нескольких недель после изготовления бумаги.Более того, бумага не сразу выделяет эти кислоты из-за сильной межмолекулярной связи. Это объясняет, почему бумага с нейтральным pH становится становится все более кислым с возрастом.
  • Кислоты также образуются в щелочной бумаге, но могут быть нейтрализованы щелочным резервом.
  • Помимо кислотного гидролиза, бумага подвержена фотолитической (повреждение светом) и окислительной деструкции.
  • Фотодеградация, по-видимому, прогрессирует более резко и быстро на бумаге более низкого качества.
  • Роль окислительной деструкции кажется ограниченной по сравнению с кислотным гидролизом, за исключением присутствия загрязнителей оксидами азота.

Вообще говоря, бумага хорошего качества, хранящаяся в хороших условиях (более низкие температуры; относительная влажность 30-40%), способна прослужить долгое время — даже сотни лет.

Тесты на ускоренное или искусственное старение

Нетрудно заметить, что бумаги, сделанные сотни лет назад, часто все еще находятся в хорошем состоянии, а бумаги, сделанные менее 30 лет назад, часто бывают хрупкими или, возможно, даже непригодными для использования.Чтобы не полагаться на анекдотические наблюдения, ученые разработали экспериментальные методы, известные как ускоренное или искусственное старение , чтобы собирать данные за недели или месяцы о том, как материалы могут стареть за годы или десятилетия.

  • Тесты на искусственное или ускоренное старение для бумаги постоянно развиваются и рассматриваются как более или менее значимые, в зависимости от параметров теста и от того, какую информацию запрашивать из данных.
  • The U.С. Национальное бюро стандартов, ныне Национальный институт науки и технологий, в 1920-1930-х годах провело тесты на ускоренное старение бумаги, которые включали стимулирование старения при повышенных температурах. В 1940-х годах Уильям Барроу использовал методы старения при повышенной температуре для определения срока службы образцов бумаги. Прогнозы Барроу с тех пор оказались ошибочными и иллюстрируют важность параметров теста и формулировки вопросов, подходящих для дизайна теста.
  • Сегодня тесты на искусственное старение сочетают в себе повышенную температуру и повышенную влажность, признавая важную роль, которую влага играет в кислотном гидролизе бумаги.
  • Пятилетнее исследование, завершенное в 2000 году в Библиотеке Конгресса, показало, что аналогичные химические продукты образуются при естественном и ускоренном старении бумаги. Более того, когда бумага с естественным старением впоследствии подвергалась ускоренному старению в лаборатории, продукты разложения от естественного старения просто увеличивались в концентрации в предсказуемых пропорциях; новых продуктов распада обнаружено не было. Эти результаты предполагают, что хорошо разработанные тесты на искусственное старение могут дать хорошее приближение к естественному старению и являются действительным и надежным тестом для прогнозирования долговечности бумаги.
  • Испытания на искусственное старение показывают, что скорость разложения бумаги увеличивается со временем по мере накопления в бумаге кислотных продуктов разложения.

Другие эксперименты и результаты

  • Эксперименты с хлопковой тряпичной бумагой (см. Хенк Порк, «Скорость деградации бумаги») показали, что центр листа в книге имеет тенденцию быть слабее, чем края, и что бумага в переплете в книгах стареет быстрее, чем отдельные отдельные листы. ,(Не путать с наблюдением хрупких краев, которые возникают, когда бумага впитывает, начиная с краев, промышленные загрязнители из воздуха, которые катализируют кислотный гидролиз.)
  • Другими словами, влага, содержащаяся в бумаге, способствует кислотному гидролизу и порче бумаги. В закрытой воздухонепроницаемой среде бумага удерживает продукты кислотной деградации, которые ускоряют старение.

Применение научных результатов к библиотечной практике

  • В 1980-х годах производители бумаги начали добавлять щелочные буферы в древесную бумагу, предназначенную для длительного использования, и сегодня это обычная практика.Щелочные буферы замедляют или предотвращают кислотный гидролиз, нейтрализуя кислоты, которые атакуют цепи целлюлозы. Бумага из щелочной древесной массы, хранящаяся в хороших условиях, долговечна. С 1990-х годов книги, издаваемые в США и соответствующие стандартам стойкости бумаги ANSI / NISO (например, ANSI / NISO Z39.48 — 1992), вероятно, будут напечатаны на химически очищенной щелочной бумаге из древесной массы.
  • Щелочная бумага из химически очищенной древесной массы (целлюлозы с высоким содержанием альфа), смешанной с хлопком, также доступна и рекомендуется для постоянных документов.
  • Срок полезного использования ретроспективных коллекций на кислой бумаге, которые все еще пригодны к эксплуатации (т. Е. Еще не хрупкие), можно во много раз продлить путем нейтрализации или удаления кислот в бумаге.
  • Нейтрализация кислот с помощью подщелачивающего агента — это подход, который можно масштабировать для работы с миллионами предметов (массовое нейтрализация кислотности), и он подходит как для отдельных листов, так и для связанных предметов.
  • Если обработка массовым нейтрализацией кислотности проводится, когда бумага все еще имеет значительную измеримую прочность, и обработанные предметы затем хранятся в надлежащих условиях, эти некогда кислые предметы, по прогнозам, будут оставаться в пригодном для использования состоянии в течение нескольких столетий, а не станут хрупкими. и непригоден для использования всего через пятьдесят или сто лет.
  • Улучшение условий хранения в окружающей среде, независимо от того, можно ли нейтрализовать кислоту, также значительно замедлит скорость разложения и продлит срок службы бумажных изделий.

Ссылки

Шахани, К. Дж., С. Б. Ли, Ф. Х. Хенгемил, Г. Харрисон, П. Сонг, М. Л. Сьерра, К. К. Райан и Н. Веберг. «Ускоренное старение бумаги». В программе исследований старения бумаги ASTM, Отчет об исследованиях ASTM (RR: D06-1004), доступный как как дополнение к стандартному методу испытаний D6789 для ускоренного светового старения бумаги для печати и письма с помощью аппарата для экспонирования ксеноновой дугой .Вест Коншохокен, Пенсильвания: ASTM International, 2002.

Шахани, Си Джей, и Дж. Харрисон. «Спонтанное образование кислот при естественном старении бумаги». В Произведения искусства на бумаге: книги, документы и фотографии . Под редакцией В. Дэниэлса, А. Донниторна и П. Смита, 189–192. Лондон: Международный институт сохранения исторических и художественных произведений, 2002 г.

В начало

,
Искусственное старение древесины: 8 способов состаривания древесины | Для тех, кто любит работать с деревом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *